Наиболее характерные отклонения от нормальной ра­боты ходовой системы — виляние и колебания колес. Воз­можные причины виляния колеса: деформация обода или диска, ослабление крепления колеса к ступице, нарушение регулировки подшипников колеса. Колебания колес обыч­но обусловлены неисправностями рулевого управления.

К числу других («скрытых») причин преждевременного износа протекторов шины относятся: нарушение углов ус­тановки колес и перекос (непараллельность) осей перед­них и задних колес.

Деформацию колеса определяют по биению поверхно­стей сопряжения покрышки с ободом. Биение проверяют с помощью рейсмуса с индикатором. Оно не должно пре­вышать следующих значений при диаметре обода, мм (дюйм):

406(16")

2

406(16")—508(20")

3

508(20")—711(28")

4

711(28")—965(38")

5

965(38")—1067(42")

6,5

Ослабление и разрушение деталей крепления обода или диска колеса к ступице выявляют при регулярных осмотрах и проверках.

Нарушение регулировки подшипников колес обнаружи­вают по ощутимому осевому перемещению поднятого ко­леса. Последовательность регулирования конических под­шипников колес всех тракторов практически одинакова:

сначала их затягивают до появления повышенного сопротивления вращению поднятого колеса, а
затем отпускают настолько, чтобы можно было застопорить регулировочные гайки. Правильно отрегулированные подшипники обеспечивают свободное вращение колеса в обоих направлениях без ощутимого осевого перемещения. Несоответствие развала направляющих колес их схождению — одна из основных неисправностей, приводящих к повышенному износу протекторов шин.

Развал колес не регулируют. Он изменяется в резуль­тате нарушения регулировки подшипников колес и увели­чения зазоров в сопряжениях поворотных цапф со втул­ками. Для проверки этого сопряжения пользуются приспо­соблением КИ-4850, схема применения которого показана на рисунке 26. Установив индикатор с натягом 2—3 мм, перемещают поднятое колесо в осевом направлении и фик­сируют показания индикатора. Для определения зазоров используют соотношение.

где Пц — перемещение цапфы во втулках; Пи — перемеще­ние цапфы, зафиксированное по индикатору; т и п — раз­меры, показанные на схеме.

Допустимое перемещение Пц составляет 0,4 мм.

Схождение колес определяют как разновидность рас­стояний между колесами спереди и сзади на уровне их центров. При этом применяют специальную линейку КИ-650. Наиболее достоверный результат определения схождения колес получается, если расстояния измеряются между одними и теми же точками колес. Для этого после измерения расстояния между помеченными точками колес спереди передвигают трактор так, чтобы колеса поверну­лись на 0,5 оборота, а затем измеряют расстояние между

Рис. 26. Схема определения зазоров ме­жду поворотной цапфой и втулками:

1 — колесо; 2 — поворотная цапфа; 3 — балка переднего моста; 4 — индикатор

теми же точками сзади. Нормальные значения схождения составляют у тракторов МТЗ-8—10, у тракторов Т-40, Т-40А, Т-25 и самоходного шасси Т-16М — 2—4 мм.

Регулируют схождение колес изменением длины попе­речной рулевой тяги. Если она состоит из двух частей, то равномерно изменяют длину обеих частей.

О соответствии схождения колес развалу можно судить по характеру изнашивания протектора, который можно определить наощупь. Рекомендуется провести ладонью по­перек протектора: если ощущение «против шерсти», по­является при движении внутрь (к машине) — то имеется расходимость, а наружу — чрезмерная сходимость.

Веб-программирование: http://ips.ifmo.ru . Интернет-школа информатики и программирования.

Ваш отзыв