39. Возможные причины неисправностей колес, способы их обнаружения и устранения

Отклонение давления воздуха в шинах от нормы всегда приводит к ухудшению эксплуатационных свойств тракторов: при повышенном давлении воздуха ухудшаются тягово-сцепные свойства и проходимость на мягких грунтах, увеличиваются деформация и уплотнение почвы, шина более чувствительна к ударам и порезам, а вследствие уменьшения площади контакта с дорогой возрастает интенсивность изнашивания протектора; при пониженном давлении снижается долговечность шин и увеличиваются потери энергии на внутреннее трение в ее материалах, а в некоторых случаях ухудшается сцепление шины с грунтом (рис. 23) и может произойти проворачивание шины на ободе. Естественный износ шины (равномерное истирание протектора)— результат нормальной ее эксплуатации. Он обычно не приводит к ухудшению эксплуатационных свойств тракторов (при равномерном изнашивании протектора в некоторых случаях отмечено улучшение тягово-сцепных свойств машин, обусловленное повышением эластичности коронной части шины).Преждевременный из нос протектора (пилообразный, односторонний, пятнистый по центру или по краям беговой дорожки) — результат не­правильной эксплуатации шины или нарушения техноло­гии изготовления покрышки.

Рис. 23. Схема погружения грунтозацепов в почву при различных внутренних давлениях воздуха в шине:

1—нормальном; 2 — избыточном; 3 — не­достаточном

Пилообразный износ рисунка протектора возникает в результате работы трактора только на дорогах с твердым покрытием или вследствие неисправностей ходовых систем (нарушения углов установки колес, параллельности осей ходовых систем и др.). Односторонний и пятнистый виды износа протектора связаны с такими неисправностями хо­довых систем, как погнутость осей, перекос мостов, де­формация рамы, изношенность подшипников колес. Преж­девременный износ протектора по центру или по краям дорожки — результат использования шин соответственно при повышенном или пониженном давлении воздуха.

Разрушение элементов шины (расслоение, разрыв, по­рез, образование трещин) возникает обычно в результате механических повреждений, вызванных ударными нагруз­ками при наезде на препятствия, пробуксовкой в глубоких замерзших колеях, около бордюров дороги, а также не­правильного выполнения монтажно-демонтажных операций или эксплуатации шин на неисправных ободьях. Многие виды разрушения шин (расслоение, разрушение покровных резин брекера или каркаса, излом каркаса или его разрыв в бортовой зоне) — результат несоблюдения норм нагрузок на колеса и давления воздуха в шинах.

Для того чтобы шины находились в работоспособном состоянии, необходимо соблюдать следующие правила.

Места стоянки, технического обслуживания и ремонта тракторов должны быть чистыми, не загрязненными неф­тепродуктами и разрушающими резину веществами.

Запрещается стоянка тракторов на шинах с занижен­ным в сравнении с эксплуатационной нормой давлением воздуха.

Запрещается оставлять тракторы с навесными и полу- навесными машинами и орудиями, поднятыми в транспорт­ное положение.

Запрещается длительная (более 10 дней) стоянка не­работающих тракторов на шинах. В случае длительной стоянки или консервации тракторы устанавливают на подставки, давление в шинах снижают до 70—80% нор­мального. Для защиты шин от воздействия солнечных лу­чей и атмосферных осадков их прикрывают светлыми чех­лами из плотной ткани или покрывают специальными защитными составами: известковой побелкой; алюминиевы­ми красками АСК-3 и АСК-4; мелоказеиновым составом, содержащим: мела — 75%, казеинового клея — 20, гаше­ной извести — 4,5 и кальцинированной соды и фенола — по 0,25%; универсальными микровосковыми составами «Автоконсервант», ЛБХ и ПЭВ-74.

Для предохранения золотников от загрязнений и по­вреждений на вентили камер надевают металлические или резиновые колпачки.

Запрещается замена золотников заглушками, пробками и другими приспособлениями, не позволяющими замерять внутреннее давление в шинах.

Один раз в 5 дней перед выездом трактора на работу, когда температура шин равна температуре окружающей среды, производят контроль внутреннего давления воздуха в шинах.

Контроль и (при необходимости) доведение до нормы внутреннего давления в шинах трактора осуществляют также каждый раз при переводе трактора с одного вида работ на другой и смене агрегатируемых с ним машин и орудий. Внутреннее давление в шинах должно соответст­вовать нормам с точностью ±0,01 МПа.

Замер внутреннего давления в шинах производят руч­ными шинными манометрами типа МД-214 и МТ-4 (верх­ние пределы измерений соответственно 0,294 и 0,588 МПа, цена деления 0,0098 МПа). Правильность показаний рабо­чего манометра периодически проверяют контрольным ма­нометром типа МО с теми же пределами измерений.

Результаты замеров внутреннего давления в шинах регистрируют в специальном журнале.

Ежедневно перед выездом трактора на работу прово­дят осмотр технического состояния шин, удаляют застряв­шие в протекторе посторонние предметы, проверяют неис­правность вентилей и наличие на них колпачков, а также неизменность давления в шинах.

При наличии в покрышках повреждений, доходящих до корда или сквозных, шины демонтируют и покрышки сдают в местный ремонт.

В случае предельного износа протектора, а также на­личия повреждений, не подлежащих ремонту, шину демон­тируют и направляют на восстановительный ремонт или списывают в утиль.

Ваш отзыв