Для выявления неисправностей форсунки их поочеред­но выключают на работающем двигателе. Для этого рычаг управления подачей топлива ставят в положение, при котором наиболее отчетливо заметны перебои в рабо­те двигателя. Затем последовательно ослабляют накидные гайки крепления трубок высокого давления к штуцерам топливного насоса. Отключение неисправной форсунки не отражается на характере работы двигателя; при отключе­нии исправной форсунки двигатель работает с дополни­тельными перебоями.

Достаточно точно об исправности форсунок можно су­дить по вибрации трубопроводов высокого давления, когда двигатель работает с минимальной частотой вращения ко­ленчатого вала холостого хода. В этом случае последова­тельно ощупывают трубопроводы. Для исправной форсун­ки характерна специфическая пульсирующая вибрация, ко­торая появляется в момент подачи топлива и отличается от вибрации остальных деталей двигателя.

Неисправную форсунку снимают с двигателя и очища­ют от грязи, затем проверяют и регулируют давление на­чала впрыскивания и качество распыливания топлива. В зависимости от наличия диагностических приборов фор­сунки проверяют и регулируют с помощью максиметра, эталонной (исправной или новой) форсунки, приспособ­лений КИ-9917 или КИ-16301И.

Чаще всего давление начала впрыскивания проверяют и регулируют при помощи максиметра. Для этого к одной из секций топливного насоса вместо топливопровода при­соединяют максиметр и проверяемую форсунку (рис. 1).

Накидные гайки, крепящие топливопроводы высокого дав­ления к штуцерам топливного насоса, отпускают на 1— 2 оборота, чтобы топливо не впрыскивалось в цилиндры. Пусковым устройством прокручивают коленчатый вал дви­гателя. Вращая головку (вороток) максиметра влево или вправо, добиваются одновременного впрыскивания топли­ва форсункой и максиметром. По шкале головки макси­метра определяют давление начала впрыскивания прове­ряемой форсункой: если оно не соответствует норме, фор­сунку регулируют.

Проворачивая головку максиметра, устанавливают но­минальное для данного двигателя давление начала впрыс­кивания (табл. 3).

3. Номинальное давление начала впрыскивания топлива форсунками

Вращая отверткой регулировочный винт форсунки (пос­ле ослабления контргайки), добиваются одновременного впрыскивания топлива через форсунку и максиметр.

Для уменьшения давления винт выворачивают, а для увеличе­ния — вворачивают. Один оборот винта изменяет давление начала впрыскивания топлива форсункой на 6—7 МПа. После окончания регулирования винт стопорят контргай­кой.

Качество распыливания топлива форсункой проверяют после регулирования давления начала впрыскивания. У ис­правной форсунки распыливаемое топливо туманообраз­ное, без заметных капель и сплошных струек. Впрыскива­ние сопровождается резким характерным звуком с четкой отсечкой. Подтекание топлива через сопловые отверстия не допускается. При неудовлетворительном качестве распы­ливания форсунку или ее распыливатель заменяют.

Проверить и отрегулировать форсунку можно и при по­мощи эталонной форсунки. Порядок проверки аналогичен описанному выше.

С помощью тройника к одной из секций топливного на­соса присоединяют эталонную и проверяемую форсунки. Прокручивая коленчатый вал двигателя пусковым устрой­ством, регулировочным винтом добиваются, чтобы у про­веряемой и эталонной форсунок впрыскивание топлива происходило одновременно.

При наличии диагностических приспособлений КИ-9917 или КИ-16301П можно проверить и отрегулировать фор­сунки, не снимая их с двигателя. Для этого отсоединяют трубопровод высокого давления от форсунки и подключа­ют к ней одно из указанных приспособлений.

Давление начала впрыскивания топлива определяют на неработающем двигателе по максимальному отклонению стрелки манометра приспособления, делая при этом 35— 40 качков рычага в минуту.

Если давление начала впрыскивания топлива форсун­кой отличается от значений, приведенных в таблице 3, бо­лее чем на ±0,5 МПа, форсунку регулируют, не снимая ее с двигателя.

Для проверки качества распыливания топлива форсун­кой увеличивают скорость нагнетания топлива приспособ­лением до 70—80 качков в минуту. Приставив наконечник автостетоскопа к корпусу форсунки, прослушивают звук впрыскивания: он должен быть четким, прерывистым.

Герметичность распыливателя проверяют по скорости падения давления после его снижения на 2 МПа от максимального значения. Если за 20 с давление снижается более чем на 1,5 МПа, распыливатель заменяют.

Ваш отзыв