Повышенные колебания передних колес при движении возникают у тракторов Т-40М, Т-40АМ, МТЗ-80, МТЗ-82. Для устранения этой неисправности проверяют зазоры в шарнирах рулевых тяг и при необходимости регулируют шарниры (если они не поддаются регулированию, то за­меняют изношенные детали); проверяют сходимость перед­них колес и при необходимости регулируют ее; проверяют осевые зазоры в подшипниках передних колес и при необ­ходимости регулируют подшипники.

Кроме того, у тракторов МТЗ-80, МТЗ-82 проверяют затяжку гаек крепления сошки сектора, поворотных рыча­гов и червяка, при необходимости затягивают их.

Гайку червяка затягивают моментом 20 Им, после чего отворачивают ее на ‘/12—Ую оборота до совмещения про­рези в гайке с отверстием в червяке под шплинт. Прове­ряют осевое перемещение поворотного вала. Для регу­лирования его заворачивают регулировочный болт, нахо­дящийся в верхней крышке гидроусилителя, до упора в торец вала, затем отворачивают его на Уз—’/ю обороту,

ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА

Возможные причины неисправностей тормозной системы, способы их обнаружения и устранения

Причина

неисправности

Способ обнаружения

Способ устранения

1

2

3

Повышенный тормозной путь

Нарушена регулиров­

Проверить:

3.2.1

ка тормозов (Т-25А,

свободный и пол­

Т-40М, МТЗ-80,

ный ход педали

МТЗ-100, Т-150К,

правильность ре­

К-701)

гулировки тормо­зов

Замаслены или изно­

Проверить состояние

3.2.2

шены накладки тор­

накладок

мозных лент (со­единительных дис­

ков)

Нарушена герметич­

Проверить герметич­

3.2.4

ность пневмосисте­

ность пневмосисте­

мы (Т-150К, К-701, МТЗ-80, МТЗ-100)

мы

Нарушена регулиров­

Проверить регулиров­

3.2.3

ка тормозного кра­

ку тормозного кра­

на (Т-150К, К-701, МТЗ-80, МТЗ-100)

на

Медленно падает дав­

Проверить:

3.2.1

ление в соедини­

состояние пружи­

тельной магистрали

ны диафрагмы

до нуля (Т-150К,

крана

К-701, МТЗ-80,

ход педали тор­

МТЗ-100)

моза

Нарушена работа

Проверить регулиров­

3.2.3

тормозной системы

ку тормозной си­

прицепа (Т-150К, К-701, МТЗ-100,

стемы прицепа

МТЗ-80)

Пониженное давление

Проверить:

воздуха в пневмо­

регулировку ре­

3.2.6

системе (Т-150К,

гулятора давле­

К-701, МТЗ-80,

ния

МТЗ-100)

натяжение ремня привода. ком­прессора

3.2.7

регулировку пре­дохранительного клапана

3.2.8

Рис. 19. Тормоз трактора Т-25А:

1, 6 — болты нажимные; 2 — рычаг оси тормозной педали; 3 — гайка; 4—шар­нир; 5 —тяга; 7 — винт установочный; 8 — защелка горного тормоза

У трактора Т-25А при регулировании тормозов, отпу­стив контргайки, заворачивают нажимные болты / и 6 (рис. 19) и установочный винт 7 до упора. При этом раз­ность размеров А и Б не должна превышать 1 мм. Затем отпускают установочный винт 7 на 0,75—1 оборот и фик­сируют болт 1 и винт 7 контргайками. Отпускают болт 6 так, чтобы разность размеров А и Б стала равной 4 мм. Болт 6 фиксируют контргайкой. Сняв крышку тормоза, отпускают контргайку 3 тяги 5 и заворачивают шарнир 4 до соприкосновения с конической поверхностью рычага 2. Затянув контргайку, проверяют свободный ход педали.

У тракторов Т-40М, Т-40АМ заворачивают контргайку тяги ленты тормоза до получения свободного хода педали 50—80 мм. При правильно отрегулированных тормозах на­ружный правый рычаг должен отклоняться на 10° назад от вертикали, проходящей через ось рычага, а левый — на 8°. Затем, освободив контргайку, заворачивают устано­вочный болт, ограничивающий провисание тормозной лен­ты, до упора, а затем отворачивают на 0,75—1 оборот. Педали тормозов во время регулирования должны нахо­диться в крайнем заднем положении. Свободный ход пе­далей тормозов регулируют одновременно, чтобы он был одинаков и при их блокировке происходило одновремен­ное торможение обоих колес.

У тракторов МТЗ всех модификаций освобождают контргайки тормозных тяг. Ввинчивая (если ход педалей нужно уменьшить) или вывинчивая (если ход педалей нужно увеличить) тяги в регулировочные вилки, устанав­ливают требуемый ход педалей. После регулирования про­веряют работу тормозов на ходу трактора. Тормозной путь трактора не должен превышать 6 м при скорости 20 км/ч на горизонтальном участке сухой асфальтированной до­роги.

Показатели тормозной системы

Ход педали тормоза, мм

Трактор, самоходное шасси

К-701

Т-150К

МТЗ-100, МТЗ-102 МТЗ-80, МТЗ-82 ЮМЗ-6М, ЮМЗ-6Л Т-40М, Т-40АМ Т-25А

* Привода тормозов

свободный

10—25

40—50

50—80

40—60

прицепа.

полный

110

100—125

70—90

100—150

Давление в пнев- мосистеме, МПа

0,53—0,75 0,6—0,765 0,63—0,73* 0,63—0,73*

На тракторах, выпущенных после марта 1981 г., уста­новлены тормоза с дополнительными лунками в нажим­ных дисках, глубина которых на 1,5 мм меньше глубины основных лунок. Если регулирование не дает эффектив­ного торможения, разбирают тормоз и устанавливают шарики в дополнительные лунки. При этом собранные на­жимные диски раздвинутся на 3 мм, выбирая зазор в тор­мозах. После этого снова регулируют управление тормо­зами.

У трактора Т-150К проверяют и регулируют централь­ный стояночный тормоз и тормоза колес.

Центральный тормоз должен тормозить трактор на ук­лоне 20—25° при подъеме рычага на 3—4 щелчка храпо­вика. При регулировании центрального тормоза ставят ры­чаг 11 (рис. 20) в нижнее положение; с помощью щупа замеряют зазор между тормозным барабаном 4 и наклад­ками тормозной ленты 5; регулируют зазор и его равно­мерность по окружности барабана вращением гайки 6 и регулировочных винтов 1. Зазор должен быть 1,0—1,5 мм по всей окружности барабана. При этом пальцы 8 должны упираться в торцы пазов кронштейна 9 центрального тор­моза. Длину соединительной тяги регулируют вращением вилки 12. При правильно отрегулированной длине соеди­нительной тяги рычаг 11 должен расположиться в гори­зонтальном положении, защелка 10 — войти в первый паз сектора кронштейна 13, а пальцы 8 упереться в торцы пазов кронштейна 9 центрального тормоза.

Проверку и регулирование тормозов колес осуществля­ют при нормальном давлении воздуха в пневмосистеме. При проверке нажимают на педаль тормоза, при этом нижний конец педали не должен доходить до пола каби­ны на 10—30 мм. Если педаль упирается в пол или ниж­ний конец педали доходит до пола менее чем на 10 мм, следует регулировать свободный ход.

При регулировании свободного хода педали проверяют ход штоков тормозных камер. Для этого нажимают на тормозную педаль и замеряют ход штоков. Если он более 35 мм, регулируют ход вращением оси червяка тормозного рычага до очередного фиксированного положения. Нажи­мают на тормозную педаль и проверяют ход штоков тор­мозных камер: он должен быть 15—20 мм. Изменением длины соединительной тяги устанавливают свободный ход педали 10—25 мм; при этом резиновый упор педали, на­ходящейся в исходном положении, должен касаться пола кабины. Проверяют на ходу одновременность работы тор­мозов всех колес и убеждаются в отсутствии нагрева тор­мозных барабанов.

При замене фрикционных накладок или нарушении ус­тановки осей тормозных колодок производят полную регулировку тормозов.

 Для этого проверяют и при необходи­мости регулируют подшипники колесного редуктора; ос­лабляют гайки эксцентричных осей колодок, сближают оси колодок, повернув их метками одна к другой (метки на­ходятся на наружных торцах осей); разжимают колодки поворотом регулировочного рычага и держат их в этом положении; вращая эксцентричные оси колодок, обеспечи­вают их плотное прилегание к тормозному барабану на расстоянии 20—30 мм от наружных концов накладок (щуп толщиной 0,1 мм не должен проходить между барабаном и накладкой по всей ширине при разжатых колодках); не отпуская регулировочный рычаг и удерживая оси колодок от проворачивания, затягивают гайки осей колодок; отпу­скают регулировочный рычаг; присоединяют шток тормоз­ной камеры; проверяют вращение барабанов в отторможенном состоянии (они должны вращаться свободно, не касаясь колодок); регулируют привод тормозов; проверя­ют на ходу эффективность работы тормозов; убеждаются в отсутствии нагрева тормозных барабанов и надежности тормозов.

Путь торможения трактора без прицепа не должен превышать 10 м при скорости движения 30 км/ч на гори­зонтальном участке сухой асфальтированной дороги. На­чало торможения всех колес должно происходить одно­временно.

У трактора К-701 при проверке работы стояночного тормоза определяют зазор между накладками тормозной ленты и барабаном при крайнем левом положении рычага тормоза; он должен составлять не менее 0,3 мм и обеспе­чивать после затягивания тормоза нахождение стопора в 9—12 впадинах сектора. Если стопор проходит 12-ю впа­дину, регулируют стояночный тормоз.

Для этого регулируют натяжение троса таким образом, чтобы перемещение стопора из первой впадины сектора во вторую вызывало бы отход рычага от его крайнего ле­вого положения. При ослаблении крепления троса регули­руют его натяжение подтягиванием планкой на мостике коробки передач с помощью гаек крепления оболочки

Рис. 20. Центральный стояночный тормоз трактора Т-150К:

/ — винт регулировочный; 2, 9, 13— кронштейны; 3 — пружина оттяжная; 4 — барабан тормозной; 5 — лента тормозная; 6 — гайка регулировочная; 7 — тяга; 8 — пальцы; 10 — защелка; // — рычаг центрального тормоза; 12 — вилка

троса. При отворачивании гаек наконечников оболочки троса натяжение его увеличивается.

Зазор между лентой и барабаном регулируют враще­нием регулировочной гайки. Для того чтобы обеспечить равномерное прилегание ленты к барабану, ослабляют упорные винты и контргайку оттяжных винтов. Вращая оттяжные винты, устанавливают требуемый зазор. Ста­бильность зазора проверяют 3-кратной затяжкой тормоза. Правильно отрегулированный тормоз должен затормажи­вать трактор за 1,5—2 полных хода рычага. При необхо­димости регулируют свободный ход тяги компенсатора. Свободный ход рычага тяги на мостике привода должен быть не более 4 мм при установке стопора в шестую впа­дину сектора.

Ход штоков тормозных камер проверяют при давлении в пневмосистеме 0,55—0,75 МПа. При нажатии на педаль тормоза ход штоков должен быть в пределах 30—40 мм с разностью ходов левого и правого штоков не более 7 мм. Если ходы штоков не соответствуют указанным значениям, то вращением оси червяка добиваются, чтобы ход штоков был в рекомендуемых пределах. Ось червяка при регули­ровании проворачивают на ‘Д оборота до очередного фик­сированного положения.

Проверяют на ходу надежность и одновременность дей­ствия тормозов и нагрев тормозных барабанов; он не дол­жен превышать 50°С.

Ваш отзыв