Регулирование зазора в зацеплении конических шесте­рен главной передачи в процессе эксплуатации обычно не проводят до полного их износа. Допустимый зазор указан в таблице 33. При достижении зазора больше допустимого в зацеплении конических шестерен их заменяют.

При установке новых конических шестерен регулируют зазор в зацеплении зубьев, причем это делают только при отрегулированном осевом зазоре в подшипниках ведущей шестерни главной передачи. Осевой зазор в подшипниках ведомой шестерни регулируют одновременно с регулирова­нием зазора в зацеплении зубьев конических шестерен. Но­минальный регулируемый зазор в зацеплении конических шестерен указан в таблице 33.

33. Регулировочные параметры главных передач

У трактора Т-150К для проверки и регулирования глав­ной передачи пользуются приспособлениями КИ-6269 — для измерения осевого зазора в подшипниках ведущей ше­стерни; КИ-6279 — для измерения осевого зазора в под­шипниках ведомой шестерни; КИ-6264 — для измерения бокового зазора в зацеплении шестерен; КИ-6266 — для из­мерения монтажного расстояния ведущей шестерни.

Для проверки зазора в зацеплении зубьев конических шестерен сливают масло из корпусов главной передачи и колесных редукторов. Сняв крышку колесного редуктора, извлекают полуось с солнечной шестерней. Отсоединяют фланец карданного вала. Отворачивают гайки шпилек крепления корпуса главной передачи к корпусу моста и извлекают главную передачу. Проверяют состояние рабо­чих поверхностей зубьев, проворачивая ведомую шестерню на 1 оборот.

Выкрашивание рабочей поверхности зубьев ведущей шестерни у большого торца происходит в случае отклоне­ния ведущей шестерни в сторону оси ведомой шестерни или увеличенного осевого зазора в подшипниках шестерен. Выкрашивание рабочей поверхности зубьев ведущей ше­стерни у малого торца бывает в случае удаления ведущей шестерни от оси ведомой шестерни из-за неправильной ус­тановки при сборке.

При прогрессирующем выкрашивании рабочей поверх­ности зубьев лунки соединяются друг с другом, распола­гаются по всей длине зуба и выходят за его головку; за­метна пластическая деформация рабочих поверхностей. Растрескивание в сочетании с выкрашиванием возникает вследствие неправильной термообработки. Поверхностный слой отстает от сердцевины, растрескивается и постепенно отделяется малыми и большими чешуйками. Зубчатая па­ра подлежит выбраковке при выкрашивании 25% рабочей поверхности не менее чем на трех зубьях. После замены зубчатой пары необходимо проверить осевой зазор в под­шипниках ведущей шестерни (см. вопрос 2.4.1).

Для проверки бокового зазора в зацеплении зубьев ус­танавливают стойку в одно из отверстий корпуса главной передачи и затягивают гайку; ставят наконечник индика­тора перпендикулярно к рабочей поверхности зуба ведомой шестерни у большого торца с натягом индикатора 3— 4 мм; качают рукой ведомую шестерню в одну и другую стороны до соприкосновения зубьев при передвижном по­ложении ведущей шестерни и по показанию индикатора определяют боковой зазор.

Затем проверяют осевой зазор в подшипниках ведомой шестерни в такой последовательности: закрепляют крон­штейн и динамометрическую рукоятку на корпусе главной передачи винтами; устанавливают наконечник индикатора с натягом 3—4 мм в торцевую поверхность внутренней обоймы подшипника и закрепляют индикатор; перемещают ведомую шестерню из одного крайнего положения в дру­гое при помощи динамометрической рукоятки и по показа­ниям шкалы индикатора определяют осевой зазор в под­шипниках. Предельный осевой зазор должен быть не бо­лее 0,15 мм.

Перед регулированием зазора в зацеплении ко­нических шестерен главной передачи проверяют и при необходимости регулируют осевой зазор в подшипни­ках ведущей шестерни (2.4.1). После этого устанав­ливают ведомую шестерню в корпус главной передачи; вворачивают регулировочные гайки до отказа; отпускают правую регулировочную гайку и, проворачивая ведомую шестерню, поджимают подшипник левой регулировочной гайкой до получения беззазорного зацепления шестерен, затем отпускают ее на 6—8 стопорящих выступов; ввора­чивают правую регулировочную гайку до получения натя­га в подшипниках и отпускают ее на 2—3 стопорящих вы­ступа. Проверяют индикатором боковой зазор в зацепле­нии. Для новой пары шестерен боковой зазор должен составлять 0,17—0,47 мм.

После установки бокового зазора проверяют правиль­ность зацепления конических зубчатых колес по пятну контакта. Для этого обезжиривают неэтиленовым бензи­ном или ацетоном поверхности зубьев шестерен и насухо протирают их. Разводят порошок свинцового сурика транс­форматорным маслом до тестообразного состояния, пере­носят смесь на ткань, плотно сворачивают ее и отжимают. Приготовленную таким образом краску наносят на рабо­чую поверхность зуба ведущей шестерни (однократным протиранием). Проворачивают вручную ведущую шестер­ню до выхода из зацепления окрашенного зуба. Снимают отпечаток пятна контакта на узкую полоску белой бума­ги, прижав ее к поверхности зуба. Пятно контакта прове­ряют на трех зубьях ведущей и ведомой шестерен, располо­женных равномерно по окружности. Пятно контакта долж­но располагаться в средней части зуба и составлять не менее 50% длины зуба. При получении неправильного отпе­чатка регулируют контакт зубьев способами, указанными в таблице 34.

Способы регулирования контактов зубьев

У тракторов других марок боковой зазор I! зацеплении зубьев шестерен главной передачи регулируют аналогично.

Ваш отзыв