У тракторов Т-25А, Т-40М, Т-40АМ, ЮМЗ-6М, ЮМЗ-6Л, МТЗ всех модификаций, Т-70С, ДТ-75М регулируют зазор в конических роликовых подшипниках вторичного вала и положение ведущей шестерни главной передачи.

У тракторов МТЗ-80, МТЗ-82 для проверки осевого за­зора в конических подшипниках вторичного вала снимают крышку коробки передач; подводят ножку индикатора к торцу венца шестерни второй ступени редуктора, непо­движно установленной на шлицах вторичного вала; пере­мещая монтировкой (или другим рычагом) вторичный вал в осевом направлении, индикатором определяют переме­щение вала, что соответствует осевому зазору в подшип­никах. Если зазор в подшипниках превышает 0,3 мм, вос­станавливают первоначальную регулировку.

Для этого сливают масло из корпусов трансмиссии; разъединяют коробку передач и задний мост; расшплинтовывают корончатую гайку крепления ведущей шестерни главной передачи и отворачивают ее на 2—3 оборота; от­ворачивают болты крепления стакана заднего подшипника вторичного вала; при помощи демонтажных болтов выпрессовывают стакан до размера, позволяющего ввести под его фланец регулировочные прокладки; подобрав толщину набора регулировочных прокладок, равную замеренному осевому зазору в подшипниках, устанавливают их под фланец стакана; затягивают болты крепления стакана и корончатую гайку. При правильно отрегулированных под­шипниках момент сопротивления проворачиванию вторич­ного вала должен быть 6—7 Нм при условии, что установ­ленные на нем шестерни не находятся в зацеплении с соп­рягаемыми.

После регулирования зазора в подшипниках проверяют положение ведущей шестерни главной передачи. Для этого замеряют расстояние от задней плоскости корпуса короб­ки передач до наружного торца шестерни, которое должно быть 58 ±0,15 мм. Если это расстояние больше 58,2 мм, снимают шестерню и шлифовкой упорной шайбы, распо­ложенной между шестерней и упором вторичного вала, добиваются необходимого размера.

У тракторов МТЗ-100, МТЗ-102 для проверки зазора в конических подшипниках вторичного вала снимают крышку коробки передач; подводят ножку индикатора к торцу венца шестерни привода синхронного вала отбора мощности; перемещая шестерню монтировкой (или другим рычагом) в осевом направлении, определяют перемещение вала, что соответствует осевому зазору в подшипниках. Если зазор в подшипниках превышает 0,3 мм, следует вос­становить первоначальную регулировку. Для этого сливают масло из корпусов трансмиссии; разъединяют коробку передач и задний мост; откручивают корончатую гайку крепления вторичного вала; снимают внутреннее кольцо переднего конического подшипника вме­сте с регулировочной шайбой, предварительно переместив вторичный вал наружу; подшлифовывают регулировочную шайбу на величину определенного ранее зазора в подшип­никах и устанавливают снятые детали на место. При пра­вильно отрегулированных подшипниках момент сопротив­ления проворачиванию вторичного вала должен быть 5—Нм при условии, что установленные на нем шестерни не находятся в зацеплении с сопрягаемыми.

У всех тракторов МТЗ и у трактора Т-70С положение ведущей шестерни главной передачи определяется разме­ром 58± 0,15 мм от привалочной плоскости коробки пере­дач до наружного торца шестерни.

Положение ведущей шестерни главной передачи трак­торов других марок определяется следующими размерами: у трактора Т-25А — 77 ±5 мм от торца внутреннего ша­рикового подшипника до оси промежуточного вала;

у тракторов Т-40М, Т-40АМ — 35±0,2 мм от оси пер­вичного вала до торца ведомой шестерни реверса;

у тракторов ЮМЗ-6М, ЮМЗ-6Л—130±0,15 мм от об­работанного торца ведущей шестерни до вала заднего моста;

у трактора ДТ-75М—133±0,3 мм от торцов ведущей шестерни до оси заднего моста.

У тракторов Т-150, Т-150К ведущая шестерня устанав­ливается непосредственно в корпусе передачи и соединя­ется со вторичным валом коробки передач карданной пе­редачей. Для проверки и регулирования зазора в подшип­никах ведущей шестерни главной передачи используют приспособления для замера осевого зазора в подшипни­ках КИ-6269 и КИ-6262.

При проверке осевого зазора в подшипниках вывора­чивают два болта крепления крышки корпуса главной пе­редачи; закрепляют в одном из отверстий с помощью бол­та 5 (рис. 15) динамометрический рычаг 6 так, чтобы его вилка охватила фланец 3; в другом отверстии закрепляют измерительную часть приспособления КИ-6269 так, чтобы ножка углового рычага 1 была установлена на обработан­ную поверхность фланца с натягом 2—3 мм пружины ин­дикатора image55

8 проверяют надежность затяжки всех резьбовых соединении приспособления; нажимая на
рукоятку 7 приспособления, перемещают фланец 3 в осевом направлении вперед-назад и по индикатору определяют осевой зазор в подшипниках ведущей шестерни. Если осевой зазор превышает 0,07 мм, необходимо регулировать подшипники. Осевой зазор в подшипниках регулируют в такой последовательности: отсоединяют фланец карданного вала и проверяют затяжку корончатой гайки крепления вала ведущей шестерни; выворачивают шесть болтов крепления стакана подшипников ведущей шестерни к корпусу главной передачи и вынимают стакан в сборе с подшипниками и ведущей шестерней; расшлинтовав и отвернув корончатую гайку, снимают фланец ведущей шестерни, крышку корпуса с сальниками и наружный подшипник с внутренним кольцом; из набора прокладок, расположенного между внутренней обоймой наружного подшипника и распорной втулкой, извлекают несколько прокладок, суммарная толщина которых должна быть равна замеренному осевому зазору в подшипниках; установив стакан в сборе с подшипниками и ведущей шестерней в тиски, надевают приспособление КИ-6262 на гайку крепления вала ведущей шестерни; проворачивают ведущую шестерню и определяют момент сопротивления вращению по шкале приспособления. Момент сопротивления вращению ведущей шестерни без сальников должен быть 0,6—1,4 Нм. Если момент сопротивления вращению шестерни не укладывается в отмеченные пределы, необходимо уменьшить или увеличить количество прокладок, расположенных между внутренней Р и с. 15. Измерение осевого зазора в подшипниках ведущей шестерни главной передачи трактора Т-150К:

1 — рычаг угловой; 2 — крышка корпуса главной передачи; 3 — фланец кардана; 4 — вилка; 5—болт крепления приспо­собления; 6 — рычаг динамометрический; 7 — рукоятка; 8 — индикатор

обоймой переднего подшипника и распорной втулкой, и одновременно уменьшить толщину набора прокладок, рас­положенных под фланцем стакана подшипников на ту же величину. После регулирования стакан подшипников уста­навливают в корпус главной передачи и соединяют фланец карданного вала с фланцем ведущей шестерни главной передачи.

Ваш отзыв