Перед регулированием сцепления необходимо прове­рить соответствие регулировочных данных сцепления тех­ническим требованиям. Основные регулировочные пара­метры по сцеплениям тракторов приведены в таблице 27.

Прежде всего проверяют общее состояние сцепления. Для этого запускают двигатель, включают рабочую пере­дачу и устанавливают среднюю частоту вращения колен­чатого вала. На ровном горизонтальном участке трактор полностью затормаживается при включенном сцеплении. При нормальной работе сцепления двигатель должен оста­новиться. Если двигатель продолжает работать, но только снизил частоту вращения — сцепление пробуксовывает. Пробуксовывание сцепления сопровождается нагревом корпуса сцепления и специфическим запахом от перегрева фрикционных накладок. Затрудненное переключение пе­редач указывает на неполное выключение сцепления.

При неудовлетворительном общем состоянии сцепле­ния проверяют свободный ход педали или рычага при­способлением КИ-9919.

Свободный ход педали можно проверить и обычной ли­нейкой. Для этого по линейке фиксируют начальное поло­жение педали. Нажимают на педаль до начала ощутимого повышения усилия на ее перемещение, что соответствует началу воздействия выжимного подшипника на отжимные рычаги, и фиксируют второе положение педали. Разница в расстоянии между двумя указанными положениями педа­ли определит свободный ход. При отклонении свободного хода сверх допустимого (см. табл. 27) регулируют зазор между отжимными рычагами (или отжимным кольцом) и выжимным подшипником; свободный и полный ход педа­ли; полный ход муфты выключения.

Регулируют сцепление в такой последовательности.

Устанавливают рычаг переключения передач в ней­тральное положение. Открывают люк корпуса сцепления. Проворачивая коленчатый вал, поочередно при помощи на­бора щупов проверяют зазор между концом каждого от­жимного рычага и стаканом выжимного подшипника (или равномерность зазора между упором выжимного подшип­ника и кольцом отжимных рычагов для тракторов Т-150, Т-150К). Если разница в зазорах отдельных рычагов пре­вышает 0,5 мм, необходимо установить, проворачивая коленчатый вал, каждый из регулировочных болтов оы.пм ных рычагов против люка.

Отвинчивая или завинчивая регулировочные гайки, устанавливают положение концов отжимных рычагов с допустимым отклонением (см. табл. 27). После выравнивания положения концов отжимных рычагов изменением длины тяги, соединяющей педаль с рычагом вилки выключения сцепления, делают номинальный зазор между отжимными рычагами (или от­жимным кольцом) и выжимным подшипником (см. табл. 27). Проверяют свободный ход педали сцепления, ко­торый должен соответствовать номинальному.

У тракторов МТЗ-80, Т-70С положение отжимных ры­чагов устанавливают при сборке сцепления и не регулиру­ют до полного износа фрикционных накладок.

При значительных зазорах в шарнирах соединительных тяг свободный ход педали может быть больше номиналь­ного. В этом случае его величину проверяют от положения педали после выборки всех зазоров в шарнирных соедине­ниях до начала ощутимого повышения усилия на ее пере­мещение.

Указанная последовательность является общей для ре­гулирования сцеплений всех тракторов. Конструктивные особенности обусловливают дополнительные операции при их регулировании.

Так, если у тракторов Т-25А, Т-40М, Т-40АМ невоз­можно отрегулировать зазор длиной тяги, то при помощи регулировочных болтов отжимных рычагов устанавливают необходимый зазор для каждого рычага.

У тракторов ЮМЗ-6Л, ЮМЗ-6М при износе ведомых дисков свободный ход педали отрегулировать изменением длины тяги невозможно, поэтому зазор регулируют изме­нением положения отжимных рычагов и длины тяги. Для этого регулировочными гайками устанавливают каждый от­жимной рычаг так, чтобы обеспечить между плоскостью венца ступицы ведомого диска вала отбора мощности и кулачками отжимных рычагов размер 73,5 мм. Затем, из­менением длины тяги устанавливают необходимый зазор между упорной втулкой выжимного подшипника и отжим­ными рычагами. При отворачивании гайки на Уб оборота расстояние между отводкой и рычагами увеличивается на 2 мм, что соответствует увеличению свободного хода пе­дали на 10 мм. Полный ход педали (160 мм) до упора в защелку регулируют изменением длины блокировочной

тяги. Для обеспечения полного выключения сцепления без выключения сцепления вала отбора мощности регулируют зазор между передним нажимным диском и упорными бол­тами. Для этого заворачивают упорные болты до упора их в диск, а затем отворачивают каждый на семь щелч­ков стопорного устройства.

У тракторов МТЗ-80, МТЗ-82 отсоединяют тягу 11 тормозка (рис. 8) и освобождают рычаг 2 педали сцепле­ния от воздействия пружины 3 сервомеханизма, для чего заворачивают упорный болт 4 до упора в кронштейн 6 и отпускают болт 5 для обеспечения возможности переме­щения кронштейна 6. Изменением длины тяги 8 устанав­ливают нормальный ход педали (см. табл. 27). Затем поворачивают кронштейн 6 против хода часовой стрелки во­круг оси 7 до упора в болт 5 и затягивают болты креп­ления кронштейна 6. Отворачивая упорный болт 4, воз­вращают педаль до упора в пол кабины. Педаль, отжатая на размер свободного хода, должна возвращаться в ис­ходное положение под воздействием пружины 3 сервоме­ханизма. Если педаль зависает в промежуточном поло­жении, перемещением кронштейна 6 по часовой стрелке вокруг оси 7 или отворачиванием упорного болта 4 обес­печивают надежный возврат педали в исходное положение. Поскольку управление сцеплением сблокировано с уп­равлением тормозком, необходимо одновременно с регули­рованием сцепления отрегулировать тормозок (см. во­прос 2.1.6).

Если при регулировании сцепления невозможно уст­ранить нормальный свободный ход, что указывает на полный износ фрикционных накладок ведомого диска, пос­ле ремонта или замены сцепления и установки его на ма­ховик регулируют положение отжимных рычагов. Для это­го с помощью регулировочных винтов устанавливают каждый отжимной рычаг таким образом, чтобы расстоя­ние от места контакта рычагов с выжимным подшипником до фланца ступицы опорного диска было 12±0,5 мм. От­клонение от этого размера не должно превышать 0,3 мм для каждого рычага.

У тракторов МТЗ-100, МТЗ-102 при выключенном сцеп­лении дополнительно устанавливают промежуточный диск в нейтральное положение. Для этого откручивают регули­ровочные болты до момента соприкосновения опорных пла­стин с болтами крепления тангенциальных пластин про­межуточного диска.

У тракторов Т-150К, Т-150 предусмотрены наружное и внутреннее регулирование сцепления.

Наружное регулирование (изменением длины тяги) применяют при зазоре между корпусом выжимного под­шипника и торцом стакана. Порядок регулирования сле­дующий: снимают крышки люков на корпусе сцепления; проверяют зазор между упором выжимного подшипника и кольцом отжимных рычагов при включенном сцеплении; отсоединяют шток пневматической камеры от рычага; от­ пустив контргайки тяги, вворачивают тягу для увеличения зазора между упором и кольцом или выворачивают для его уменьшения (нормальный зазор должен составлять 3,5—4 мм, что соответствует свободному ходу педали 30— 40 мм); отпустив гайки крепления пневматической каме­ры и вращая вилку штока, совмещают отверстие вилки с отверстием рычага и соединяют их пальцем так, чтобы шток пневматической камеры находился в крайнем зад­нем положении.

У трактора Т-150 наружное регулирование производят изменением длины тяги, соединяющей рычаг педали с ры­чагом выключения сцепления.

Внутреннее регулирование сцепления осуществляют при значительном износе фрикционных накладок ведомых дисков и неоднократном регулировании сцепления, когда корпус выжимного подшипника начинает упираться в то­рец стакана. В этом случае необходимо восстановить пер­воначальное положение отжимных рычагов. Для этого при снятых крышках корпуса сцепления, проворачивая колен­чатый вал, отпускают болты крепления стопорных пружин и отворачивают каждую регулировочную гайку на 1,5 обо­рота (при повороте гайки на У6 оборота кольцо отжим­ных рычагов перемещается на 1,1 мм). При этом зазор между упором выжимного подшипника и кольцом отжим­ных рычагов достигает 11—13 мм. Увеличением длины тяги регулируют свободный ход корпуса выжимного под­шипника, который должен быть равен 21—22 мм при пол­ном ходе педали сцепления 150—160 мм.

У трактора ДТ-75М после регулирования положения отжимных рычагов регулируют положение промежуточно­го диска. Для этого отпускают контргайки упорных вин­тов, заворачивают каждый винт до соприкосновения с упором промежуточного диска и отворачивают на 1,5— 2 оборота. Затем отсоединяют тягу от 2-плечего рычага сервомеханизма и отклоняют нижний конец рычага вилки выключения сцепления назад на 40 ±5° от вертикали. Опу­стив стяжной болт вилки выключения сцепления, перев водят отводку в крайнее заднее положение. Изменяя дли­ну соединительной тяги рычага включения сцепления с рычагом вилки выключения, добиваются, чтобы рычаг вы­ключения сцепления отклонился назад от вертикального положения на 30±5°. Затем переводят рычаг выключения сцепления при установленной тяге вперед до упора и замеряют свободный ход корпуса выжимного подшипника который должен быть 22—24 мм. Окончательно длину от соединенной тяги устанавливают такой, чтобы зазор между упором и рычагом выключения сцепления был равен 1—1,5 мм.

У трактора Т-4А после регулирования зазора между отжимными рычагами и выжимным подшипником регули­руют положение среднего ведущего диска при выключен­ном сцеплении. Для этого при включенном сцеплении от­пускают контргайки упорных винтов и заворачивают их до упора в средний ведущий диск, после чего отворачива­ют каждый винт на один оборот и закрепляют контр­гайкой.

Ваш отзыв