Состояние подшипников коленчатого вала проверяют в случае снижения давления масла ниже допустимого (при исправной смазочной системе) или при появлении посто­ронних шумов и стуков в зоне блока цилиндров. Наиболее простой и доступный способ оценки состояния подшипни­ков— прослушивание двигателя на различных режимах работы стетоскопом или без иего.

Глухой стук низкого тона в нижней части блока ци­линдров, появляющийся в момент резкого повышения ча­стоты вращения коленчатого вала, указывает на увеличен­ный зазор в коренных подшипниках. Глухой сильный стук среднего тона, прослушиваемый по всей высоте блока ци­линдров, говорит об износе вкладышей шатунных подшип­ников. Этот стук хорошо прослушивается в момент рез­кого выключения подачи топлива. Звонкий металлический стук, хорошо слышимый в верхней части блока цилиндров при изменении частоты вращения коленчатого вала, ука­зывает на увеличенные зазоры между поршневыми паль­цами и втулками верхних головок шатунов.

Появление таких стуков при работе двигателя свиде­тельствует о повышенном или предельном износе подшип­ников коленчатого вала и указывает на необходимость разборки и ремонта двигателя.

Стуки в подшипниках кривошипно-шатунного механиз­ма на неработающем двигателе можно прослушивать ав­тостетоскопом ТУПБеО—003, попеременно создавая в надпоршневом пространстве разрежение и давление компрес­сорно-вакуумной установкой КИ-4942 или КИ-13907.

Для этого устанавливают поршень первого цилиндра и ВМТ на такте сжатия (см. вопрос 1.1.12). К отверстию под форсунку подсоединяют наконечник шланга компрес­сорно-вакуумной установки. Попеременно создают в надноршневом пространстве давление 0,2—0,25 МПа и раз­режение 0,06—0,07 МПа. Прикладывая наконечник авто­стетоскопа к блоку цилиндров в зоне поршневого пальца, прослушивают стуки в верхней головке шатуна и в бобыш­ках. Стуки в шатунном подшипнике прослушивают, при­ложив наконечник автостетоскопа к нижней части блока цилиндров.

Точно так же поочередно (в порядке работы цилинд­ров) прослушивают стуки в каждом цилиндре. Наличие сту­ков в кривошипно-шатунном механизме указывает на не­обходимость его ремонта.

Для количественной оценки зазоров в подшипниках коленчатого вала и в сопряжениях шатуна с поршнем используют компрессорно-вакумную установку и устройст­во КИ-7892 или КИ-11140. Прогретый двигатель останав­ливают, сливают из картера масло и промывают смазоч­ную систему с помощью установки ОМ-2871А. Затем сни­мают форсунки, устанавливают поршень первого цилиндра в ВМТ на такте сжатия и стопорят коленчатый вал, вклю­чив одну из передач. Закрепляют устройство КИ-11140 в отверстие под форсунку первого цилиндра так, чтобы из­мерительный шток устройства располагался перпендику­лярно днищу поршня. Присоединяют к устройству шланг компрессорно-вакуумной установки и доводят давление и разрежение в ее ресиверах соответственно до 0,06—0,10 и 0,06—0,07 МПа. Переключая распределительный кран, осуществляют два-три цикла подачи давления и разреже­ния в надпоршневое пространство до получения стабиль­ных показаний индикатора устройства. Максимальное показание индикатора соответствует суммарному за­зору в шатунном подшипнике и в верхней головке ша­туна.

Так же измеряют суммарный зазор подшипников в остальных цилиндрах. В случае, когда зазоры измеряли без промывки смазочной системы, влияние температуры деталей на суммарный зазор учитывают поправкой, при­бавляемой к показанию индикатора: Если суммарный зазор в шатунном подшипнике и в верхней головке шатуна хотя бы одного цилиндра превы­шал допустимое значение (табл. 20), двигатель разбирают для измерения шатунных шеек коленчатого вала.

20. Суммарный зазор в шатунном подшипнике и верхней головке

шатуна, мм

Трактор, самоходное шасси

Ном.

Доп.

Пре-

дель-~

ный

К-700, к-701

0,11—0,18

0,80

0,95

Т-130

0,12—0,22

0,80

0,95

Т-100М

0,12—0,19

0,80

0,95

Т-150, Т-150К

0,11—0,21

0,70

0,90

ДТ-75М, ДТ-75МВ, Т-4А

0,12—0,19

0,70

0,90

ДТ-75

0,11—0,19

0,70

0,90

МТЗ и ЮМЗ

0,08—0,16

0,60

0,85

Т-16М, Т-25А, Т-40М

0,08—0,14

0,60

0,85

Снимают поддон картера двигателя, маслопроводы и смазочный насос. Проверяют шплинтовку и затяжку гаек шатунных и коренных подшипников. Момент затяжки под­шипников должен соответствовать значениям, приведен­ным в таблице 21.

21. Момент затяжки гаек шатунных и коренных подшипников, Нм

Трактор, самоходное шасси

Коренные

подшипники

Шатунные

подшипники

К-701

_

200—220

К-700

430—470

200—220

ДТ-75М, ДТ-75МВ, Т-4А

410—440

200—220

Т-130, Т-100М

370—420

170—210

Т-150, Т-150К

260—280

160—180

Т-74, ДТ-75

200—220

140—160

МТЗ-80, МТЗ-82

200—220

140—160

ЮМЗ-6АЛ, ЮМЗ-6АМ

220—260

160—180

Т-16М, Т-25 А, Т-40М

140—160

100—120

Убедившись, что крепление крышек нижних головок шатунов не ослаблено и не могло быть причиной увеличе­ния зазоров в шатунных подшипниках, продолжают раз­борку двигателя.

Снимают крышки нижних головок 111,115 нов и измеряют диаметры шатунных шеек. Замеры производят в двух взаимно перпендикулярных плоскостях.

Шатунные шейки коленчатого вала подлежат шлифо­ванию под очередной ремонтный размер, если их износ превышает 0,1 мм (у тракторов К-701,      К-700, Т-150,

Т-150К) и 0,2—0,35 (у тракторов других марок) от но­минального или ремонтного размеров, указанных в таб­лице 22, или их овальность составляет более 0,08 мм. В этом случае дальнейшую разборку прекращают, двига­тель снимают с тракторов и отправляют в ремонт.

22. Номинальные и ремонтные размеры шатунных шеек коленчатого вала

Трактор, само­ходное шасси

Номинальный размер шатунных шеек, мм

Ремонтный размер шатунных шеек, мм

Р1

Р2

РЗ

Р4

К-701, К-700

88,00—0,015*

           

87,75

87,50

87,25

87,00

Т-4А, ДТ-75М, ДТ-75МВ

85,00—0,015

_

84,75

84,50

84,25

84,00

Т-150, Т-150К

85,25—0,015

85,00

84,50

84,00

83,50

83,00

Т-130, Т-100М

09 0,040 _0,075

92,00

91,25

90,50

89,75

89,00

МТЗ-80, МТЗ-82

до 9с —0,075 00,^0 _о,095

68,00

67,50

67,00

66,50

66,00

ЮМЗ-6АЛ,

ЮМЗ-6АМ

0- -0,075 75,25 _о,095

75,00

74,25

73,50

72,75

72,00

Т-16М, Т-25А

ос -0,060 65,25 —о,080

65,00

64,50

64,00

63,50

63,00

Допуски для других номинальных и ремонтных размеров равны значе­нию, указанному для размеров 1Н.

Если размеры шатунных шеек в пределах нормы, раз­борку двигателя продолжают. Снимают головку блока ци­линдров и вынимают поршни с шатунами в сборе. Осмат­ривают вкладыши. При этом вкладыши, которые имеют задиры, следы выкрашивания антифрикционного слоя и вкрапления продуктов износа двигателя, подлежат замене. Если поверхности вкладышей находятся в удовлетвори­тельном состоянии, то необходимость их замены опреде­ляют по диаметральному зазору в шатунных подшипниках.

Для этого устанавливают на шатуны нижние крышки с вкладышами и затягивают гайки крепления с моментом, указанным в таблице 21. Измеряют диаметры отверстия нижней головки шатуна в плоскости, параллельной его оси. Разность измерений диаметров отверстия подшипника и шатунной шейки коленчатого вала даст действительный зазор в этом сопряжении, который не должен превышать для большинства тракторных двигателей 0,45 мм. При
большем зазоре в шатунных подшипниках двигатель отправляют в ремонт.

Зазоры в коренных подшипниках коленчатого вала определяют после полной разборки двигателя по разнице диаметров отверстий коренных опор и шеек вала. Предельный зазор в коренных подшипниках для большинства тракторных двигателей составляет 0,35 мм. Шейки вала перешлифовывают под очередной ремонтный размер, если их износ превышает 0,2—0,25 мм или их овальность превышает 0,06 мм.  Подобным образом определяют зазоры между бобышкой поршня и поршневым пальцем, между верхней головкой шатуна и поршневым пальцем, которые не должны превышать соответственно 0,1 и 0,3 мм.

Стуки в двигателе.

Стуки в механизмах двигателя прослушивают авто стетоскопами ТУПБеО—003, ТУ17МО—082.017 или «Экранос». В зависимости от характера стука прикладывают наконечник автостетоскопа к той или иной поверхности двигателя(см. табл. 23 и рис. 7). При проверке состояния деталей кривошипно шатунного механизма хорошие результаты дает
прослушивание стуков на неработающем двигателе путем попеременного создания в над поршневом пространстве разрежения и давления (см. вопрос1.4.6).

Рис. 7. Зоны прослушивания шумов и стуков механизмов двигателя:

1 — коренные подшипники; 2 — подшип­ники распределительного вала; 3—ша­тунные подшипники; 4 — подшипники, поршневые кольца; 5 — клапаны; 6 — рас­пределительные шестерни

Ваш отзыв