При эксплуатации газобаллонных автомобилей следует помнить, что сжиженные нефтяные газы обладают повышенными по сравнению с жидкими моторными топливами пожаро- и взрывоопасными свойствами. Эти свойства могут проявляться в результате утечки газа из системы питания автомобиля, которая находится под давлением до 16 кгс/см2. Пары сжиженного газа в 1,5—2 раза тяжелее воздуха и скапливаются в низких и непроветриваемых местах, образуя взрывоопасную смесь с воздухом.

Сжиженные нефтяные газы не токсичны для человека, но наличие их шаров в воздухе уменьшает содержание кислорода. Человек, находящийся в такой атмосфере, будет испытывать кислородное голодание. Предельно допустимая концентрация паров сжиженного газа в рабочей зоне, установленная санитарными нормами, составляет 1800 мг/м3.

При работе со сжиженными газами следует иметь в виду, что при вытекании сжиженного газа из баллона происходит быстрое его испарение с интенсивным поглощением тепла. Попадание сжиженного газа на незащищенную поверхность тела человека вызывает обморожение, которое по характеру воздействия напоминает ожог. Перед постановкой автомобиля в помещение на техническое обслуживание и ремонт закрывают вентили на баллоне, вырабатывают весь газ, находящийся в системе питания, и проверяют, герметичен ли разовый баллон.

Если на автомобиле, находящемся в помещении, обнаружена утечка газа, его буксируют из помещения, а последнее проветривают для удаления, газовоздушной смеси, особенно из осмотровых канав.

При обслуживании и ремонте газобаллонного автомобиля категорически, запрещается: ремонтировать газовую аппаратуру, находящуюся под давлением, и арматуру баллона, если в баллоне имеется газ; запускать двигатель при наличии в системе питания утечек газа; запускать двигатель и работать на смеси двух топлив (бензина и газа); счищать краску и красить наполненный газом баллон.

В помещениях технического обслуживания и ремонта во время нахождения в них газобаллонных автомобилей нельзя пользоваться открытым огнем, выполнять сварочные работы, работать на заточных станках, кузнечных горнах и другом оборудовании, вызывающем образование искр.

У газобаллонных автомобилей запрещается проверять пламенем герметичность соединений газовой аппаратуры и газопроводов и подносить к автомобилю открытый огонь для освещения, пайки, сварки и т. д.

Выполняя работы на постах технического обслуживания автомобиля, слесарь-авторемонтник по топливной аппаратуре должен на рулевое колесо повесить табличку «Двигатель не пускать — работают люди». Автомобиль должен быть заторможен стояночным тормозом и включением 1-й передачи. Должно быть выключено зажигание, а под колеса положено не менее двух упоров (башмаков).

Перед выполнением работы, связанной с вращением коленчатого вала, необходимо проверить, выключено ли зажигание, поставить рычаг коробки передач в нейтральное положение. Пост, на котором регулируют приборы системы питания при работающем двигателе, должен быть оборудован шланговым или дистанционным отсоеом отработавших газов.

Зачистка деталей перед пайкой и лужением должна выполняться на рабочих местах, имеющих местную вентиляцию. Топливные баки перед ремонтом необходимо предварительно промыть горячей водой, пропарить перегретым паром, снова промыть каустической содой и просушить горячим воздухом. Пайка и заварка выполняется при открытых пробках. Разрешается выполнять заварку, предварительно заполнив тару горячей водой или непрерывно подаваемым азотом, углекислым газом, отработавшими газами.

Примеры действующих в Главмосавтотрансе инструкций по технике безопасности при работе с газобаллонными автомобилями приведены ниже.

Эти инструкции, подписанные главным инженером предприятия, согласовываются с местным комитетом профсоюзов и утверждаются директором.

Ваш отзыв