Для газобаллонных автомобилей, работающих на сжиженном и сжатом газе в Москве, НИИ Главмосавтотрансом разработана система их технической эксплуатации. В ее основе — следующие основные положения:

техническое обслуживание и текущий ремонт газобаллонных автомобилей на АТП производится только при технически исправном газовом баллоне и его арматуре;

техническое обслуживание и текущий ремонт газового баллона и его арматуры производятся на станциях технического обслуживания газобаллонных автомобилей (СТОГА);

регулировка топливоподающей газовой аппаратуры выполняется на специальном посту на АТП.

Структурная схема технического обслуживания газобаллонного автомобиля представлена на рис. 54.

Автотранспортные предприятия. Здесь проводится техническое обслуживание и текущий ремонт газовой топливоподающей. аппаратуры. Все остальные работы по техническому обслуживанию газобаллонных автомобилей проводятся на одних и тех же постах, в одно и то же время, что и работы по бензиновым автомобилям. Дополнительной операцией для газобаллонных автомобилей является выработка газа и проверка герметичности баллона перед въездом в помещение.

Система технического обслуживания и ремонта

Перемещение автомобиля внутри корпуса производится при работе двигателя на бензине.

Станции технического обслуживания газобаллонных автомобилей. Здесь предусматриваются все работы, проводимые на АТП. Кроме того, на СТОГА производится техническое обслуживание и ремонт арматуры газового баллона, слив газа из баллона, автомобиля, освидетельствование баллона и демонтаж газового оборудования с автомобилей, направляемых в капитальный ремонт. Наиболее трудоемкой операцией является освидетельствование баллонов, которое включает слив- (выпуск) газа из баллона и его дегазацию, демонтаж арматуры, наружный осмотр, гидравлические испытания, сушку баллонов после; испытаний, монтаж новой или отремонтированной арматуры, пневматические испытания, окраску и клеймение.

Авторемонтные заводы. Здесь осуществляется капитальный ремонт двигателей и автомобилей в целом, переоборудование бензиновых автомобилей в газобаллонные. На АРЗ также, проводятся работы по обкатке и испытанию газовой модификации двигателя (повышенная степень сжатия) на высокооктановом бензине (АИ-98) и испытания газовой магистрали автомобиля воздухом на герметичность давлением 16 шхУсм2
для автомобилей, работающих на сжиженном газе, и 200 кгс/см2 — на сжатом газе,.

Автомобильные газонаполнительные станции. Стационарные А ГНС и АГНКС, кроме основной функции — снабжение автомобильного транспорта газом (раздача и учет), осуществляют контроль за техническим состоянием газовых баллонов и производят слив газа из баллона автомобиля. -Передвижные А ГНС и АГГЩС производят заправку автомобильного транспорта газом, контроль за техническим состоянием газового-
баллона1. Кроме того, передвижные АГНС транспортируют сжиженный газ с кустовой базы на стационарные АГНС.

Организация работ. Схема организации работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту газобаллонных автомобилей на автотранспортных предприятиях (рис. 55) принципиально не отличается от бензиновых автомобилей.

Ряд различий имеется в ежедневном обслуживании и в диагностировании системы питания. При ежедневном обслуживании у газобаллонных автомобилей в объем контрольных работ включается проверка герметичности газовой системы питания. Проверка осуществляется на территории АТП или на специальном посту, обеспечивающем безопасность проведения работ.

Диагностирование газового оборудования осуществляется непосредственно на автомобиле при помощи специального стенда на линии ТО-2. Все проверки проводятся сжатым воздухом. Диагностирование автомобиля при работе его на газе должно производиться на специальном посту, обеспечивающем пожаро- и взрывобезопаоноеть проводимых работ. К таким работам относятся определение мощностных характеристик дйИгателя, топливной экономичности, регулировка работы двигателя на холостом ходу и определение токсичности отработавших газов.

Система технического обслуживания и ремонта

Контроль на линии за работой автомобиля осуществляется водителем.

Рис. 55. Схема организации работ по ТО и ГР газобаллонных автомобилей. Д-1 — общее диагностирование; Д ) по элементное диагностирование; Л,, ди;и .носгирование в процессе ремонта. Си.кип ыыми линиями покатипы основные маршруты, штриховыми — возможные

 В случае возникновения отказа в газовом оборудовании (аварийный случай) и з зависимости от характера неисправности водитель должен поступить следующим образом: если неисправность газового оборудования связана с неисправностью баллона или арматуры, в первую очередь необходимо слить газ на газонаполнительной станции или на станции технического обслуживания газобаллонных автомобилей. Если неисправность вызвана негерметичностыо газовой магистрали или отказом газовой топливоподающей аппаратуры, то газобаллонный автомобиль на резервной системе может быть направлен либо на АТП, либо на СТОГА.

Система технического обслуживания и ремонта

 

При работе двигателя на газе в системе питания могут возникнуть неисправности, которые вызывают затрудненный пуск двигателя, неустойчивую работу на холостом ходу, неудовлетворительные переходы от холостого хода к нагрузок ниш режимам, снижение мощности двигателя. Ниже рассмотрены признаки и способы устранения этих неисправностей.

Негерметичность соединений. Эта неисправность может быть двух видов:    внутренняя и внешняя. Под внутренней

негерметичностью газового оборудования понимают неплотности, в результате которых происходит утечка газа в систему питания. Наиболее часто эта неисправность встречается в. подвижных запорных соединениях (клапан—седло) у расходного и магистрального вентилей, а также в клапанах 1-й и 2-й ступеней редуктора.

При внутренней иегерметичносги расходного и магистрального вентилей в трубопроводах и аппаратуре газовой установки автомобиля все время будет избыточное давление газа. При этом увеличивается вероятность утечки газа в окружающее пространство, и не допускается проводить ремонт газовой аппаратуры и перевод двигателя на работу с газа на бензин.

Утечки газа через клапан 1-й ступени редуктора определяются по показанию манометра редуктора. В этом случае при остановке двигателя повышается давление в камере 1-й ступени, что может повлечь за собой открытие клапана 2-й ступени редуктора. При этом газ начнет выходить в подкапотное пространство.

Нарушение герметичности клапана 2-й ступени, который выполняет роль запорного вентиля -при неработающем двигателе и открытых магистральном и расходном вентилях, вызывает утечку газа из редуктора в смеситель и далее через воздушный фильтр в подкапотное пространство. Причиной, нарушения герметичности соединений типа клапан —седло является попадание механических примесей (окалина, стружка, кристаллы сернистых соединений и д-р.) на их запирающие поверхности, а также повреждение уплотнителя клапана.

Внешняя негерметичность представляет собой неплотность газового оборудования, вызывающая утечку газа в окружающее пространство. Неплотность топливной аппаратуры, арматуры и топливопроводов ведет к утечкам газа в зонах технического обслуживания и стоянки газобаллонных автомобилей и может создать опасную концентрацию газа, превышающую санитарные нормы и требования по пожаро- и взрывобезопас- ности.

По характеру работы все соединения газовой установки автомобиля, работающего на сжиженном газе, могут быть разделены ,-на соединения, работающие под высоким (16

хгс/см2) и низким (2 кгс/см2) давлением. Соединения, работающие под. высоким давлением, в свою очередь, подразделяются на работающие под давлением жидкой и паровой фаз газа.

Учитывая, что истечение газа прямо пропорционально давлению и что плотность жидкого газа приблизительно в 250 раз больше парообразного, наибольшую опасность, с точки зрения утечек, представляют соединения, работающие под высоким давлением жидкой фазы газа. В газовой установке отечественных автомобилей ЗИЛ-138 и ГАЗ-53-07 таких соединений насчитывается 35.

В газобаллонных установках для сжатого газа наибольшие утечки газа могут возникнуть в соединениях, работающих под высоким давлением (до 200 ,нгс/см2). В автомобиле ЗИЛ-138А под давлением находится часть газовой магистрали до редуктора высокого давления. В этой части магистрали насчитывается 27 различных соединений.

По конструкции они унифицированы с соединениями установок для сжиженного газа.

Способы устранения утечек газа зависят от конструкции соединений и характера неисправности. В ниппельном соединении утечку устраняют дополнительной затяжкой гайки. Если такой затяжкой утечка не устраняется, то соединение разбирают, отрезают конец трубки вместе с Ниппелем и собирают соединение с новым ниппелем. В соединениях, уплотняемых конической резьбой, степень герметичности можно повысить покрытием резьбы свинцовым глетом или клеями АК-20, БФ-2.

Во фланцевых и резьбовых соединениях, где герметичность обеспечивается про:Кдадками, при возникновении утечек дополнительно подтягивают соединение или заменяют прокладку. Заделка наконечников шлангов высокого давления образует неразборяое соединение, поэтому при появлении утечки газа в них шланг полностью заменяют.

В оборудовании, работающем под высоким давлением паровой фазы газа, насчитывается несколько меньше соединений. Это — соединения по разъемам испарителя и фильтра, в штуцерах и трубопроводах. Нетер метичность этих соединений вызывает утечку газа в подкапотное пространство. Конструктивное исполнение, виды неплотностей и способы устранения аналогичны конструкциям, неплотностям и способам устранения для соединений, работающих под давлением жидкой фазы таза.

Затрудненный пуск двигателя. Это может быть вызвано л ер ©обогащением или переобеднением горючей смеси. Причинами пер ©обогащения горючей смеси являются яегерметич- ность клапанов 1-й и 2-й ступеней редуктора и неплотность обратного клапана смесителя. Переобеднение горючей смеси вызывается негерметичностью шланга подачи газа в систему

холостого хода и заюорением или сужением проходного сечения канала системы холостого хода. При негерметичности разгрузочного устройства редуктора или трубки., соединяющей полость разгрузочного устройства с впускным трубопроводом двигателя, прекращается подача газа из редуктора в смеситель и пуск двигателя в этом случае становится невозможным.

Неустойчивая работа двигателя на холостом ходу. Это

нарушение работы двигателя может случиться из-за: неправильной регулировки подачи газа в систему холостого хода; поступления газа через основную систему вследствие неплотности обратного клапана смесителя и клапана 2-й ступени редуктора; уменьшения подачи газа в систему холостого хода из-за негерметичности шланга системы или засорения его проходного сечения.

Неудовлетворительный переход двигателя от холостого хода к нагрузочным режимам работы. «Провалы» появляются при резком открытии дроссельных заслонок смесителя в результате обеднения горючей смеси из-за1
запаздывания включений основной системы подачи газа. Включение основной системы обеспечивается поднятием обратного клапана смесителя под действием разрежения в диффузорах при частоте вращения коленчатого вала двигателя 1300—1400 об/мин. Запаздывание открытия обратного клапана возникает при уменьшении общей подачи газа в систему холостого хода, что не позволяет развить требуемой частоты вращения коленчатого вала двигателя и создать необходимого разрежения в диффузорах. К появлению «провалов» приводит и прилипание обратного клапана к седлу, так как в этом случае требуется чрезмерно большое усилие для его открытия.

Неудовлетворительные переходы в работе двигателя появляются при скоплении маслянистого конденсата во 2-й ступени редуктора. В этих условиях для открытия клапана 2-й ступени редуктора требуется большее усилие, и смесь на переходном режиме переобедняется.

Не только к «провалам», но и к остановке двигателя! может привести негерметичность разгрузочного устройства* вследствие чего уменьшается или прекращается подача газа из редуктора в смеситель. Для устранения «провалов» в работе двигателя на переходных режимах регулируют систему холостого хода, протирают обратный клапан, удаляя загрязнения, сливают конденсат и:з редуктора, устраняют негерметичность разгрузочного устройства. Указанные работы выполняют при необходимости в полном объеме или каждую; отдельно.

Снижение мощности двигателя. К причинам, которые могут вызвать снижение мощности, относятся обеднение горючей смеси вледствие,: сужения проходных каналов для газа; засорения газовых фильтров и газовых каналов испарителя; недостаточного открытия клапанов 1-й ступени и 2-й ступеней редуктора и эконом айзерного устройства; уменьшения проходного сечения газовой магистрали, расходных и магистральных вентилей.

Проходные сечения для газа в магистрали от баллона до 2-й ступени редуктора проверяют по манометру редуктора при работающем двигателе. Резкое увеличение частоты вращения коленчатого вала двигателя не должно вызывать падения давления в 1-й ступени редуктора более чем .на 0,1 кгс/ем2. При неработающем двигателе проверку  можно провести сжатым воздухом. Для этого систему питания заполняют сжатым воздухом и открывают клапан 2-й ступени, нажимая рукой на шток редуктора. Падение давления на манометре редуктора должно быть в указанных выше пределах.

Характер, причины возникновения и методы устранения неисправностей узлов унифицированной газовой арматуры и аппаратуры грузовых автомобилей и автобусов, работающих на сжиженном газе, приведены в табл. 18.

Ваш отзыв