Качество моторного масла оценивается целым рядом физико-химических параметров, такими, как кинематиче­ская вязкость, зольность, щелочность, кислотность, мою­щие свойства, содержание механических примесей, воды и т. д. Такую оценку масла можно провести только в ус­ловиях специализированных, стационарных лабораторий, что не позволяет получить информацию о качестве масла непосредственно в хозяйстве.

В настоящее время разработано несколько простых и доступных способов и средств для оценки важнейших па­раметров качества масла. Так, в ПО «Звезда» (Ленин­град) разработан комплект эксплуатационника для оцен­ки текущего состояния смазочного масла — ТСМ-1, позво­ляющий проводить анализы в полевых условиях.

Его используют следующим образом. Из смазочной си­стемы двигателя в стакан отбирают небольшое количест­во масла (10—15 см3). Сначала устанавливают, что в мас­ле нет воды (антифриза), для чего в пробу на 2—3 мм опускают жало предварительно разогретого паяльника. Если в масле воды нет, его поверхность остается спокой­ной. При наличии воды на поверхности появляются пу­зырьки пара, наблюдается волнение и колебание масла.

Известен и другой способ. Небольшую порцию масла наливают в чистую сухую пробирку на 1/3 объема и мед­ленно подогревают на керосиновой или спиртовой горелке. Масло, содержащее воду, при 100 °С вспенивается, на поверхности пробирки отчетливо наблюдается конденсат воды.

Масло, содержащее воду (независимо от ее количест­ва), дальше не проверяют: такое масло заменяют.

На втором этапе анализа необводненное масло прове­ряют на вязкость. Сравнивая время истечения через калиброванное отверстие
одинакового объема проверяемого и эталонного масла той же марки, делают вывод о пригодности масла к дальнейшему использованию.

18. Данные для проверки и регулирования смазочной системы двигателя

Масло, разжиженное или загущенное более чем на 30% (определяют повремени истечения), как и в случае обводнения, подлежит замене.

Для определения исправности агрегатов очистки масла в смазочной системе и содержания механических примесей в масле опытные мастера-диагносты используют простой способ: тщательно очищают два небольших куска полированного стекла, помещают между ними
2—3 капли проверяемого масла и трут друг о друга. Скрипящий звук свидетельствует о наличии в масле абразивных загрязнений. Такое масло следует заменить.

Более простой, но менее надежный способ оценки ка­чества моторного масла заключается в следующем. На лист фильтровальной бумаги наносят 3—4 капли масла, взятого масло измерительным стержнем (щупом) из кар­тера прогретого двигателя. Каждая капля образует на фильтровальной бумаге пятно овальной или круглой фор­мы с темным ядром, вокруг которого располагаются один или два концентрических кольца различных размеров и окрасок. Окраска, размеры и число концентрических ко­лец пятна зависят от наличия загрязнений и содержания активной присадки в масле.

Через 10 мин замеряют диаметры и ядра концентри­ческих колец масляных пятен (рис. 6) и по среднему их значению определяют коэффициенты годности масла К и К1

где Д — максимальный (наружный) диаметр пятна, мм; сЦ — внутренний диаметр внешнего кольца, мм; с12— диа­метр ядра масляного пятна, мм.

Коэффициент К показывает наличие в масле присадки. При значении К менее 1,3 масло не имеет активной при­садки или же концентрация ее находится на низком уров­не. Такое масло необходимо заменить.

Коэффициент К1 характеризует степень загрязнения масла механическими примесями. С увеличением их коли­чества коэффициент К1 уменьшается. Минимальное допу­стимое значение коэффициента К1 равно 1,4.

Состояние масла оценивают с учетом цвета ядра мас­ляного пятна. Цвет ядра может быть светло-желтым, светло-коричневым, темно-коричневым, серым, темно-серым и черным. Если коэффициент К1 более 1,4, то масло пригод­но к дальнейшей работе при любом цвете. Если К1 равно или меньше 1,4, а цвет ядра черный, то масло требуется заменить.

Заменяют масло сразу же после остановки прогретого двигателя. При этом масло сливают еще горячим и меха­нические примеси, находящиеся в нем, удаляются вместе с грязным маслом. При значительном загрязнении масла (при К1 менее 1,4) промывают смазочную систему.

Необходимость промывки вызвана тем, что во внутрен­них полостях смазочной системы двигателя и его картера остатки отработанного масла составляют 1,5—2 кг. Это приводит к тому, что присадки свежего масла начинают интенсивно срабатываться на продуктах старения в остат­ках отработанного масла. Абразивные примеси и продукты изнашивания деталей двигателя загрязняют свежее масло и ускоряют процесс его старения.

Сохранить начальные параметры масла можно путем промывки смазочной системы с помощью установок ОМ-2871 А или ОМ-16361. Последняя установка отличается наличием в ней устройства подачи пульсирующего пото­ка промывочной жидкости с вводом в него пузырьков воз­духа. Она оборудована центрифугой для очистки промы­вочной жидкости от загрязнений, что увеличивает срок ее службы.

В качестве промывочной жидкости применяют смесь из одной части свежего моторного масла группы В2 (К-8В2, М-ЮВ2, К-ЮВоС, М-12В2У) и трех частей дизельного топ­лива. Температура промывочной жидкости в установке — 50±5°С, давление 0,2—0,8 МПа, давление сжатого возду­ха 0,7—0,75 МПа. Промывочную жидкость используют в установке ОМ-2871 А для промывки пяти двигателей, а в установке ОМ-16361 —20 двигателей.

Порядок промывки смазочной системы следующий. Пос­ле слива и сбора отработанного масла установку подклю­чают к электросети и нагревают промывочную жидкость. Сливную воронку установки подводят под сливное отвер­стие картера двигателя. К наконечнику нагнетательного рукава установки подсоединяют специальный переходник для подключения к смазочной системе двигателя; его по­мещают на оси предварительно снятого ротора центрифу­ги. У двигателей тракторов К-700, К-701 переходник уста­навливают вместо снятых фильтрующих элементов фильт­ра тонкой очистки масла.

После достижения рабочей температуры включают, по­дачу промывочной жидкости в смазочную систему двига­теля. У установки ОМ-16361 предварительно отключают подачу жидкости в центрифугу установки и включают подачу сжатого воздуха к смесителю. Пройдя смазочную систему двигателя, жидкость через сливное отверстие картера стекает в приемную воронку и далее вновь воз­вращается в бак установки. Продолжительность промыв­ки для двигателей тракторов типа МТЗ-80, Т-150, К-701 составляет соответственно 6, 8 и 18 мин. В процессе цир­куляции жидкости рекомендуется провернуть коленчатый вал двигателя 3—4 раза.

По окончании промывки включают подачу в смазочную систему свежего масла из второго бака установки. Окон­чание удаления остатков промывочной жидкости устанав­ливают визуально по цвету струи из сливного отверстия картера. Далее выключают установку, сливают остатки масла и снимают переходник подключения установки к двигателю. Устанавливают на место очищенный и промы­тый ротор центрифуги. Вворачивают пробку картера и заправляют смазочную систему моторным маслом.

Ваш отзыв