Газовая арматура -газобаллонной установки автомобиля выполняет запорно-предохранительные функции и обеспечивает подачу газа от баллон,а к двигателю. К автомобильной газовой арматуре предъявляются повышенные требования по герметичности узлов и соединений. Утечка газа в результате негерметичности вентилей и газовых коммуникаций, кроме потери исходного топлива, связана с образованием пожаро и взрывоопасных ситуаций. Степень герметичности арматуры обеспечивается конструкцией. Автомобильные вентили отвечают нормам герметичности по 1 классу (ГОСТ 9544—75). При нопыташти воздухом на рабочее давление утечка из вентилей, применяемых в установках для сжиженного газа, не должна превышать 0,2 см3/мИ-н, для сжатого — 2,0 ем3/-мин.

Конструкция трубопроводов обеспечивает подвижность соединяемых узлов за счет компенсационных витков и гибких шлангов и герметичность стыков беепрокла1дочны1м ниппельным соединением.

Классифицируют арматуру по рабочему давлению и виду газа.

Арматура
Арматура
Арматура

Арматура баллона для сжиженного газа. Сюда вхо дят два расходных вентиля со скоростными клапанами, наполнительное устройство, вентиль максимального наполнения баллона, датчик указателя уровня газа и предохранительный клапан.

Наполнительное устройство (рис. 11) состоит из наполнительного вентиля и обратного клапана. Входное отверстие для газа перекрывается клапаном 3 при посадке его на седло 2 в процессе вращения штока 5 вентиля по часовой стрелке. Внешняя герметичность вентиля обеспечивается разделительной диафрагмой 4.

В аварийных случаях (отрыв заправочного шланга, неисправность вентиля и т. п.) выход газа из баллона предотвращается обратным клапаном 7, который выполнен совместно с вентилем в корпусе 1. Герметичное закрытие клапана достигается под действием давления газа в баллоне и усилия пружины 6. Заправочное отверстие в корпусе вентиля закрывается пробкой 8, которая служит для предотвращения попадания влаги и грязи в баллон и для выпуска газа из внутренней полости вентиля после заправки баллона. При завертывании пробки обратный клапан отжимается штоком и через дренажное отверстие 9 газ выпускается в атмосферу.

Расходный вентиль (рис. 12) служит для отбора газа.

I инструктивно расходный вен- шль не отличается от наполни тельного и по-основным де- 1.1.1 ям (клапана, седло, диафрагма, шток и др.) унифициро- п.ш с ним.

Вентиль максимального заполнения баллона (рис. 13)

Служит для определения момента окончания заправки.

() I верстие для выхода газа перекрывается клапаном 3 г при вращении штока 2 по часовой стрелке. Герметизация штока вентиля обеспечивается уплотнением 1. При заполнении баллона извлекается пробка 4.

Предохранительный клапан (рис. 14) предназначен для предотвращения повышения давления газа в баллоне выше

допустимого.

Открытие клапана происходит при давлении 16,8 кгс/см2.

11од давлением газа, находящегося в баллоне, клапан 5 отходит от седла, преодолевая усилие пружины 4, и через дренажные отверстия в корпусе 6 обеспечивает выход паровой фазы газа в атмосферу. Усилие пружины подбирают регулировочными шайбами 2. 11а отрегулированный предохранительный клапан устанавливается пломба 1. Конструкция клапана позволяет принудительно проверять его работоспособность вытягиванием штока 3 клапана.

Арматура
Арматура
Арматура

Указатель уровня сжиженного газа в баллоне — дистанционного типа, состоит из датчика и собственно указателя. На баллоне устанавливается датчик (рис. 15) уровня сжиженного газа, представляющий собой устройство, которое работает на принципе изменения тока в цепи указателя вследствие изменения сопротивления реостата

Арматура

Рис. 18. Переходники автомобильных баллонов для сжатого газа:

а — угольник баллона; б — тройник; в — крестовина наполнительного вентиля. Коническая резьба наружная и внутренняя на всех переходниках К29/ГАЗ ГОСТ 9909—6*1. Идентичные элементы переходников имеют одинаковые размеры

1 при перемещении поплавка 2. Электрическая часть датчика унифицирована с датчиком уровня бензина, что позволяет использовать бензиновый указатель, установленный в кабине автомобиля.

Магистральный вентиль (рис. 16) предназначен для прекращения подачи газа из баллона к двигателю. Маховик 4 управления вентилем расположен в кабине водителя. При вращении маховика шток 3 перемещается вдоль оси и закрывает или открывает клапан 1. Герметизация штока обеспечивается двумя резиновыми кольцевыми уплотнениями 2.

Арматура

Скоростные клапаны (рис. 17) устанавливают на выходных -штуцерах паровых и жидкостных вентилей газового баллона й служат для перекрытия газовой магистрали ,в аварийных .случаях (обрыв шланга, негерметичность газового редуктора т. п.). При расходе газа, соответствующем нормальной работе двигателя, клапан 2 под действием пружины 3 находится в открытом .положении и прижат к стопорному кольцу 1. При увеличении расхода газа скоростной поток преодолевает усилие пружины и клапан закрывает газовую магистраль.

Арматура баллона для сжатого газа. Сюда относятся переходники, которые ввертываются в горловину баллонов, два баллонных вентиля, служащих для подключения секций баллонов к общей магистрали, наполнительный и магистральный вентили и соединительные трубопроводы.

Переходники (рис, 18) позволяют соединять газовые баллоны в секции, присоединять манометр и одновременно устанавливать вентиль, сокращая тем самым число резьбовых соединений.

Переходники баллонов выполнены из стали, имеют внутреннюю и наружную коническую резьбу, такую же, как в горловине баллона и на вентилях. Устанавливаются переходники и вентили с применением свинцового глета, разведенного на натуральной олифе, или свинцового сурика, разведенного на олифе оксоль.

Расходный и наполнительный вентили (рис. 19) газо- баллонной установки имеют одинаковое конструктивное исполнение. Они состоят из корпуса 1, клапана 7, штока 6, сальника штока 5, крышки 4 и маховика 3. Для присоединения трубопроводов с ниппельным уплотнением на баллонные и магистральные вентили устанавливается переходной штуцер 2. На штуцер наполнительного вентиля устанавливается заглушка, предохраняющая от попадания грязи и влаги и обеспечивающая дополнительную герметизацию запорного устройства но время эксплуатации автомобиля. Вентили обеспечивают герметичность по клапану и резьбовому соединению переходника. Герметичность по штоку вентиля обеспечивается только и полностью открытом положении вентиля. В процессе открытии (закрытия) вентиля допускается пропуск газа через сальник штока.

Газовые трубопроводы. По рабочему давлению могут быть разделены на три группы. К первой группе относятся трубопроводы, работающие под давлением до 200 кгс/см2. Они изготавливаются из стальных бесшовных трубок с наружным

Арматура

Рис. 20. Шланг высокого давления:

1 наконечник неразборной конструкции; б — наконечник разборной конструкции; 1 — шланг; 2 — муфта; 3 — трубка

диаметром 10 мм и толщиной стенок 2,0 мм. Подвижность соединений узлов обеспечивается в этом случае компенсационным кольцом трубки.

Арматура

Ко второй группе относятся трубопроводы с рабочим давлением до 16 кгс/см2. Материалом для изготовления трубопроводов служат стальные трубки диаметром 10 мм и толщиной стенок 1 мм. В тех местах, где трубопроводы подвергаются постоянной вибрации, вместо стальных трубок применяют гибкие шланги высокого давления со специальной заделкой наконечников (рис. 20).

Герметичность соединений в трубопроводах высокого давления первой и второй групп обеспечивается ниппельным соединением (рис. 21). При затягивании гайки 2 ниппель 3 упирается в коническую поверхность штуцера 1 и,, деформируясь, врезается в тело трубки 4, герметизируя соединение.

К третьей группе относятся трубопроводы низкого давления до 0,1 кгс/см2. Они выполняются из шлангов и тонкостенных стальных трубок. Места их соединений уплотняются проволочными или ленточными хомутами. Трубопроводы, изготовленные из стали, для предохранения от коррозии окрашивают красной краской, стальные детали соединений защищают гальваническим покрытием.

Ваш отзыв