Как показала многолетняя практика эксплуатации, надежный пуск холодного двигателя, работающего па газе, возможен при несколько более высокой отрицательной окружающей температуре, чем при работе на бензине. Это объясняется более- высокой температурой воспламенения газовоздушной смеси, меньшей скоростью распространения фронта пламени и особенностями конструкции топливной аппаратуры, не позволяющей создать в момент пуска строго определенный коэффициент избытка воздуха.

Кроме того, сопротивление проворачиванию коленчатого вала у двигателей, работающих на газе и имеющих повышенную степень сжатия, на 10—15% выше, чем при работе на бензине.

При оценке пусковых свойств двигателей газобаллонных автомобилей важное значение имеет определение предельной температуры надежного пуска, т. е. наиболее низкой температуры окружающего воздуха, при которой осуществляется падежный пуск газового двигателя. При этом под надежным, понимается пуск двигателя, оборудованного всеми навесными агрегатами, при использовании штатных аккумуляторных батарей (имеющих не менее 75% заряда), не более чем за три

Особенности пуска при низкой окружающей температуре

попытки с интервалом в 1 мин (продолжительность одной попытки не более 10 с).

Предельная температура может быть определена с помощью относительного коэффициента надежного пуска к, который выражает отношение числа надежных пусков к общему числу попыток пуска двигателя. Коэффициент носит вероятностный характер и показывает возможность пуска двигателя газобаллонного автомобиля при данной температуре окружающего воздуха. Записи-
масть к от температуры окружающего воздуха, полученная экспериментальным путем для газовых двигателей, показана на:, рис. 70.

Из графиков, представленных на рис. 70, видно, что надежный пуск (к = 1) двигателя газобаллонного автомобиля., работающего на сжиженном газе, лежит в зоне от —4°С и выше (зона, А). При работе двигателя на сжатом газе предельная температура надежного пуска составляет —8°С (зона Б).

В диапазоне температур окружающего воздуха от —8 до —4°С лежит переходная зона, в которой надежность пуска двигателей на сжиженном газе осуществляется с вероятностью от 0 до 1. При температуре —8°С и ниже газобаллонные автомобили на сжиженном газе имеют надежный пуск при использовании дополнительных устройств, улучшающих пусковые качества двигателя.

Для газовых двигателей, использующих в качестве топлива метан, переходная зона лежит в интервале температур от —12 до —8°С.

Одним из основных факторов, определяющих надежный, пуск двигателя при низкой температуре окружающего воздуха,, является минимальная пусковая частота вращения. Как показывают исследования в области безгаражного хранения автомобилей, условием надежного пуска двигателя является равенство или превышение частоты проворачивания его коленчатого вала по сравнению с минимальной пусковой частотой… Эта минимальная частота, увеличивается с понижением температуры окружающего воздуха и зависит от типа двигателя. Так, для двигателей, работающих на сжиженном газе, она значительно выше, чем у базовых бензиновых.

Однако следует отметить, что частота проворачивания коленчатого вала в момент пуска газового двигателя ниже по сравнению с двигателями, работающими йа бензине. Данное обстоятельство объясняется повышением момента сопротивления проворачивания коленчатого вала у газовых двигателей ЗИЛ-138 и ГАЗ-53-07 за счет увеличения степени сжатия.. Указанные факторы являются причиной смещения зоны надежного пуска в интервале более высоких температур окружающего воздуха при переводе двигателей с бензина на сжиженный газ: с —18°С до —4°С.

Аналогичные зависимости получены по газовым двигателям,, работающим на сжатом газе. Исследования, проведенные НИИГлавмосавтотрансом, показывают, что пусковая частота, вращения двигателя автомобиля ЗИЛ-138А примерно равна пусковой частоте вращения двигателя автомобиля ЗИЛ-130,, но ниже, чем пусковая частота ЗИЛ-138, так как у двигателей автомобилей ЗИЛ-138А и -130 степени сжатия одинаковы (6,5) и существенно меньше, чем у ЗИЛ-138 (8,0).

Однако минимальная пусковая частота, вращения для двигателя ЗИЛ-138А все же несколько1 выше, чем для базовых бензиновых моделей. Снижение пусковых качеств двигателя ЗИЛ-138А, работающего на сжатом газе, по сравнению с двигателем ЗИЛ-130 обусловлено физико-химическими свойствами метана. В то же время пуск газового двигателя ЗИЛ-138А осуществляется легче, чем двигателя газобаллонного автомобиля ЗИЛ-138 за счет меньшей степени сжатия и соответственно большей частоты вращения коленчатого вала- в момент пуска, а также за счет пусковой системы, предус-мотреннной в конструкции двигателя, работающего на сжатом газе.

Пусковая система двигателя (рис. 71) включает в себя электромагнитный запорный клапан 4 с дозирующим жиклером, трубопроводы 3 и 5, воздушную заслонку, пусковую кнопку клапана, установленную в кабин-е водителя.

При «холодном» пуске после -включения электромагнитного клапана газ из 1-й ступени редуктора 1 под давлением может Егосту-пать в переходник смесителя даже при закрытом клапане

Особенности пуска при низкой окружающей температуре

Рис. 71. Пусковая система с электромагнитным клапаном:

(/ — газовый редуктор низкого давления; 2 — штуцер; 3 — соединительная трубка; 4 — электромагнитный клапан; 5 — трубопровод; 6 — крышка обратного клалана; 7 — смеситель

2-й ступени редуктора. Воздушная заслонка смесителя 7 при этом должна! находиться в закрытом положении. ,

Опыт эксплуатации газобаллонных автомобилей в Глав- мосавтотрансе свидетельствует, что необходимыми условиями удовлетворительного пуска двигателей, работающих как на сжиженном, так и на сжатом газах, являются правильный подбор регулировки холостого хода, отсутствие Неисправностей электрооборудования и тазовой аппаратуры.

При этом следует выделить основные причины затрудненного пуска двигателя, работающего на пропан-бутаково й смеси:

неисправности газового редуктора (значительный пропуск газа через клапан 2-й ступени, что ведет к переобогащению горючей смеси; выход из строя уплотнителя клапана 2-й ступени; чрезмерно высокое разрежение в выходной полости, в результате чего горючая смесь сильно переобедняется; уменьшение хода клапана и нарушение нормальной подачи газа в систему холостого хода смесителя);

выход из строя магистрального или баллонных вентилей, засорение фильтра (нарушается нормальная подача газа в двигатель);

отказ скоростного клапана (отсекается подача топлива при исправной газовой магистрали);

повреждение трубок, соединяющих разгрузочное устройство редуктора с вакуумной полостью экономайзера или вакуумную полость экономайзера с впускным трубопроводом двигателя, вследствие чего при пуске двигателя не открывается клапан 2-й ступени редуктора.

На пуск двигателя на газе влияет последовательность процедуры пуска и подготовка его при остановке на ночную стоянку. Для облегчения пуска холодного двигателя на сжиженном газе могут быть рекомендованы два способа его подготовки, которые могут быть применены и одновременно.

Первый способ заключается в заполнении системы питания парообразным газом при остановке двигателя. Для этого необходимо проделать следующие операции:, закрыть жидкостной расходный вентиль баллона и выработать газ из трубопровода до остановки двигателя; открыть паровой расходный вентиль баллона и пустить двигатель; остановить двигатель выключением зажигания при закрытых воздушных заслонках на режиме холостого хода; закрыть паровой расходный вентиль баллона и магистральный вентиль.

При втором способе пуск холодного двигателя осуществляют на системе холостого хода, так как для включения основной системы подачи газа необходимо открытие обратного клапана смесителя, требующего определенного разрежения в диффузорах. Для этого дроссельные заслонки при пуске тягой ручного управления должны быть установлены в положение, соответствующее режиму прогретого двигателя на! холостом ходу (800—1000 об/мин). Это положение дроссельных заслонок целесообразно установить при остановке двигателя на. ночную стоянку.

Исследованиями пусковых качеств газобаллонных автомобилей ЗИЛ-ЮвА, работающих на сжатом газе, выявлено, что в диапазоне температур от 0 до —3°С не следует пользоваться пусковым клапаном, так как при этих температурах он пере- обогащает горючую смесь и препятствует запуску двигателя, В соответствии с этим разработана следующая последовательность пуска двигателя, работающего на сжатом газе.

При температурах окружающего воздуха до —3°С необходимо проделать следующие операции: проверить по манометру высокого давления наличие газа в баллонах; открыть расходные вентили и магистральный вентиль на крестов мне;, установить рычаг коробки передач в нейтральное положение и выжать педаль сцепления; перевести переключатель вида топлива в положение «ГАЗ»; включить зажигание, убедившись при этом, что электро магнитный клапан открыт и газ поступает в 1-ю ступень редуктора низкого давления; включить стартер, не допуская, чтобы время его работы было больше 10 с. Во время пуска воздушная заслонка должна быть открыта, а дроссельные закрыты, что соответствует работе- прогретого двигателя на режиме минимальной частоты вращения холостого хода.

При температурах окружающего воздуха ниже —3°С пуск газового двигателя осуществляется с помощью пусковой системы. Для этого после включения зажигания необходимо убедиться в том, что электромагнитный клапан открыт и газ поступает в 1-ю ступень редуктора- низкого давления (до этого момента последовательность операций пуска та же, что и при температурах воздуха до —3°С); затем нажать на кнопку пускового электромагнитного клапана, установить дроссельную заслонку в положение, соответствующее работе прогретого двигателя с частотой 1000—1300 об/мин (соответствует 13°— 15° по углу поворота дроссельной заслонки), и, не отпуская кнопку пускового клапана, включить стартер. После пуска двигателя не выключать пусковой клапан до тех пор, пока двигатель не начнет устойчиво работать.

Ваш отзыв