Исходными данными для расчета (табл .29) служат технические характеристики и эксплуатационные показатели газобаллонных автомобилей, полученные при работе их в системе Главмосавтотранса на перевозках строительных, продовольственных и промышленных грузов.

Эффективность применения газобаллонных автомобилей (см. табл. 29) рассматривается в сравнении с базовыми бензиновыми автомобилями. Общий экономический эффект получен с учетом основных затрат на эксплуатацию подвижного состава, а также экономии от увеличения рееурса двигателя.

Эффективность использования подвижного состава. Определение эффективности Э1 использования единицы подвижного состава за весь срок службы производится по формуле

Экономическая эффективность применения газобаллонных автомобилей

где Цъ, Цт — стоимость бензинового и газобаллонного автомобиля (прейскурант 21-01); Зб, Зг — затраты на эксплуатацию бензинового и газобаллонного автомобиля; Ев — нормативный коэффициент эффективности; Кг, Кв— сопутствующие капитальные вложения соответственно для газобаллонных и бензиновых автомобилей; р2— коэффициент реновации.

Коэффициенты Ев и р2 приняты по «Методике определения эффективности новой техники» (1977 г.).

Учитывая сравнительную оценку эффективности использования газобаллонных автомобилей, затраты на эксплуатацию подвижного состава 3 (см. табл. 29) определяются по изменяющимся статья.

Затраты на топливо (Зт) рассчитаны по линейным нормам расхода бензина (утверждены Госпланом СССР 09.10.75, № 111) и сжиженного газа (утверждены Госпланом РСФСР 20.08.79, № 141). Стоимость топлива определена по розничным ценам (прейскурант 04-02). Нормьг расхода сжатого природного газа приняты по результатам эксплуатации опытной партии газобаллонных автомобилей в Главмосавтотрансе. Цена на сжатый газ принята по данным Института комплексных транспортных проблем при Госплане СССР и выражена суммой оптовой цены на природный газ по прейскуранту 04-03 и дополнительным затратам, связанным с компремированием газа.

Затраты на топливо

Экономическая эффективность применения газобаллонных автомобилей

При расчете затрат на масло для двигателя расход его у газобаллонных автомобилей принят в 1,5 раза меньше чем у бензиновых. Снижение расхода

Экономическая эффективность применения газобаллонных автомобилей

Экономическая эффективность применения газобаллонных автомобилей

моторного масла происходит за счет увеличения срока его службы у двигателей, работающих на газобаллонном топливе. Эти данные подтверждены исследовательскими работами, проведенными НИИГлавмосавтотрансом и НАМИ.

Затраты на смазочные материалы

Экономическая эффективность применения газобаллонных автомобилей

Стоимость моторного масла определяется по прейскуранту 04-02.

При работе автомобилей на газообразном топливе возникают дополнительные работы по техническому обслуживанию и ремонту газовой аппаратуры и переосвидетельствованию газовых баллонов. Норма затрат на эти работы согласно нормативно-справочным материалам НИИАТа и НИИГлав- мосавтотранса составляет 102% от норм на ТО и ТР базовых бензиновых автомобилей. В этом случае затраты на ТО и ремонт подвижного состава

Экономическая эффективность применения газобаллонных автомобилей

Общесоюзными нормами технологического проектирования ОНТП-АТП- СТО-80 диктуется необходимость проведения ряда работ по ТО газовой системы питания газобаллонных автомобилей в специально оборудованном отделении. Капитальные вложения на создание такого отделения в расчете приняты по аналогии с капитальными вложениями, предусмотренными проектами НИИГлавмосавтотранса для автотранспортных предприятий Главмос- автотранса. Норма затрат на содержание и ремонт зданий и оборудования принята согласно норм амортизации с коэффициентом 0,5. Затраты на содержание и ремонт зданий и оборудования для газобаллонных автомобилей

Экономическая эффективность применения газобаллонных автомобилей

Амортизационные отчисления у газобаллонных автомобилей выше, чем у бензиновых. Это объясняется увеличением первоначальной стоимости подвижного состава и дополнительными капитальными вложениями на здании и оборудование.

Амортизационные отчисления на подвижной состав

Экономическая эффективность применения газобаллонных автомобилей

Норма .амортизационных отчислений на капитальный ремонт определена согласно «Норм амортизации» (1974 г., шифр 50401).

Амортизационные отчисления на здания и оборудование

Экономическая эффективность применения газобаллонных автомобилей

Нормы амортизационных отчислений на здания и оборудование приняты согласно «Норм амортизации» (1974 г., шифр 10001 и 46112).

Экономия за счет изменения ресурса двигателя. При работе двигателя на газе экономия может быть определена из условия увеличения межремонтного пробега газового двигателя в 1,5 раза. Такое увеличение ресурса газового двигателя принято на основе данных эксплуатации газобаллонных автомобилей в СССР и за рубежом.

Экономический эффект по этой статье

Экономическая эффективность применения газобаллонных автомобилей

Коэффициенты реновация определены из таблиц в зависимости от срока службы двигателя до первого капитального ремонта.

Экономическая эффективность снижения концентрации окиси углерода в отработавших газах. Эта эффективность подсчитана в соответствии с методическими указаниями, разработанными Научно-исследовательским и конструкторско-технологическим институтом тракторных и комбайновых двигателей. В основу методики положен годовой экономический ущерб района от выбросов окиси углерода в атмосферу.

Экономическая эффективность применения газобаллонных автомобилей

Количество выбросов окиси углерода (в кг/год) с отработавшими газами автомобиля

где Тп — время автомобиля в наряде; Др— число дней работы подвижного состава; Кх.х, Кв, Кр, Ку — коэффициенты, учитывающие работу двигателя соответственно на холостом ходу, при замедлении, разгоне и установившемся режиме; Vт.х.х, Ут.з, Ут.р, Ут.у— расход топлива при работе двигателя соответственно на холостом ходу, замедлении, разгоне и установившемся режиме; цх.х, «з, ар, ау— коэффициенты, учитывающие полезное использование топлива при работе двигателя соответственно на холостом ходу, замедлении, разгоне и установившемся режиме.

Исходными данными для расчета весового количества выбросов окиси углерода для автомобилей, работающих на сжиженном газе (табл. 30), служат значения параметров, приведенных в методических указаниях НИКТИДа, и эксплуатационные показатели работы автомобилей в Главмосавтотрансе.

Экономическая эффективность применения газобаллонных автомобилей

Учитывая, что при переводе двигателей с бензина па газообразное топливо выбросы окиси углерода отработавшими газами снижаются в 2 раза, экономический эффект

где К — удельный ущерб от выбросов окиси углерода в атмосферу. Для таких густонаселенных и высокоиндустриальных районов, как Москва, принимается равным 100 руб. на 1 т окиси углерода.

Таблица 30

Газобаллонные автомобили семейств-

Показатели

ГАЗ

зил

Время в наряде Т„, ч

9,06

8,89

Число дней работы подвижного сос-

260

225

тава Др, дн./год Расход топлива, кг/ч:

на холостом ходу Ут.х.х

1,8

2,4

при замедлении Утз

1,8

2,4

при разгоне Утр

13,6

17,5

на установившемся режиме Уту

8,7

10,5

Коэффициенты:

Кх.х

0,3

0,3

К,

0,2

0,2

Кр

0,25

0,25

Ку

0,25

0,25

(Хх.х

0,885

0,885

С1з

0,885

0,885

аР

0,85

0,85

(Ху

0,98

0,98

Показатели

Стационарная АГНС

ЦППЗ-12-885

Производительность (в год), тыс. т

11,0

3,5

Капитальные затраты, тыс. руб.

150,2

19,6

Годовые эксплуатационные затраты, тыс. руб. Удельные показатели на 1 т газа, тыс. руб.:

400,0

15,4

капитальные затраты (К)

13,6

5,7

эксплуатационные затраты (С)

3,6

4,5

приведенные затраты (С-\-ЕшК)

5,7

5,3

Проведенные расчеты свидетельствуют о высокой народнохозяйственной и хозрасчетной эффективности применения газообразного топлива на. автомобильном транспорте. При этом следует учитывать также экономию дефицитного жидкого моторного топлива, которая составляет от 8,7 до 21,4 тыс. л на 1 автомобиль в год (см. табл. 29).

Ваш отзыв