В полевых условиях работоспособность водяного насо­са обычно оценивают по интенсивности движения (бур­ления) охлаждающей воды в верхнем бачке радиатора. Однако такая проверка ориентировочна и не дает полного представления о техническом состоянии насоса.

Более точно можно оценить работоспособность водяно­го насоса по способу мастера-диагноста Я. П. Страумели- са (Тукумское РТП Латвии). При этом способе вместо

пробки для удаления воздуха из водяного насоса вкручи­вают штуцер с резиновым шлангом длиной около 1 м. Поднимают конец шланга на 50—60 см над заливной гор­ловиной радиатора и наблюдают за напором охлаждаю­щей жидкости, вытекающей из него, при работе двигателя на минимальной частоте вращения коленчатого вала хо­лостого хода. Большой напор (жидкость вытекает фонта­ном) свидетельствует об исправности водяного насоса; пульсирующий поток говорит о наличии воздуха в системе охлаждения двигателя; слабый напор или отсутствие ис­течения жидкости из шланга указывает на неисправность водяного насоса и необходимость его ремонта.

Признаком неисправного состояния водяного насоса служит появление течи воды из дренажного отверстия или следов масла на шкиве привода, что свидетельствует о разрушении манжет и уплотнений валика насоса. Повы­шенный шум и стуки указывают на предельный износ под­шипников насоса или ослабление посадочного места под приводной шкив.

При появлении этих неисправностей водяной насос сни­мают с двигателя для замены изношенных деталей.

Для разборки насоса отворачивают гайку крепления ступицы (шкива) и спрессовывают ее 2-лапчатым съемни­ком. Затем отворачивают болт крепления крыльчатки и ступенчатой оправкой выпрессовывают валик насоса с подшипниками в’сборе. После разборки проверяют состоя­ние подшипников, манжет уплотняющей шайбы, крыль­чатки и корпуса насоса.

При осевом и радиальном зазорах в подшипниках, превышающих соответственно 0,6 и 0,1 мм, их заме­няют.

Па уплотняющей шайбе допускаются кольцевые риски и следы износа глубиной не более 0,5 мм, толщина шайбы должна быть не менее 25 мм.

Трещины и изломы на поверхностях крыльчатки и кор­пуса водяного насоса не допускаются. В этом случае эти детали заменяют. Если на торцевой поверхности опорной втулки корпуса насоса есть следы износа (кольцевые ка­навки) глубиной более 0,5 мм, ее выпрессовывают и за­меняют новой.

Собирают водяной насос в последовательности, обрат­ной разборке. При установке валика водяного насоса в межподшипниковую полость закладывают смазку типа «Литол-24». Уплотняющую шайбу и торец опорной втул­ки перед установкой покрывают тонким слоем герметика «Эластосил» или графитовой смазкой, состоящей Из 60% дизельного масла и 40% порошка графита.

При нажатии пальцем руки на уплотняющую шайбу должно происходить плавное осевое перемещение собран­ного уплотнения, заезжание не допускается. Крыльчатку устанавливают так, чтобы зазор между корпусом водяного насоса и лопастями крыльчатки составлял 0,1—1,5 мм. Ва­лик в корпусе должен проворачиваться от руки легко, без заеданий.

Ваш отзыв