Баллоны, предназначенные для хранения и транспортировки газа, являются -наиболее ответственными и дорогостоящими узлами газового оборудования автомобиля. Надежность и герметичность баллонов определяет безопасность эксплуатации автомобиля, вместимость определяет запас хода автомобиля на одной заправке, масса баллонов влияет на грузоподъемность (вместимость) автомобиля. Характеристики систем хранения топлива автомобилей ЗИЛ, работающих на сжиженном и сжатом газе, приведены в табл. 3.

Из табл. 3 видно, что если энергетические и объемно масовые показатели систем хранения сжиженного газа и бензина

в

Таблица 3

Автомобиль, вид топлива

Показатели

ЗИЛ-130,

ЗИЛ-138,

сжижен-

ЗИЛ-138А, сжатый газ в баллонах из стали

бензин

ный нефтяной газ

углеро

дистой

легиро

ванной

Масса топливного бака (баллонов), 21,5 102,5 720,0 500,0 кг

Масса топлива, кг

122,5

116,5

57,0

57,0

Полезный объем топливного (баллонов), дм3

бака

170,0

250,0

400,0

400,0

Объем топлива, дм3

170,0

225,0

400,0

400,0

Удельная масса топливного (баллона), кг/Гкал

бака

46,8

80,3

1065,0

740,0

Удельный объем топливного (баллона), дм3/Гкал

бака

133,0

197,3

590,0

590-0

НММП1 сопоставимые величины, то показатели баллонов для 1(141 гот газа значительно им уступают. Это объясняется необходимостью создания запаса газового топлива в единице .имя и достигается его сжатием до 200 оигс^ом2.

Автомобильные баллоны для сжиженного газа. Эти баллоны рассчитаны на рабочее давление 16 кипсДм2, что позволяет использовать их для различных пропан-бутановых смесей при и температуре от — 40 до + 45°С. Для заполнения и расходования газа баллоны снабжены расходно-наполнительной и контрольно-предохранительной арматурой.

Муфты расходных вентилей предохранительного клапана и тчггиля максимального наполнения имеют внутри баллона трубки (см. рис. 1). Трубки расходно-парового вентиляции предохранительного клапана выведены вверх для соединения с паровой фазой газа. Расходно-жидкостный вентиль, позволяющий полностью вырабатывать жидкий газ, соединен трубкой с самой нижней точкой баллона.

В связи с тем что баллон является герметизированным сосудом, тепловое расширение сжиженного газа в нем должно компенсироваться дополнительным объемом парового пространства. Для этого при наполнении баллона количество сжиженного газа ограничивается 85—90% по объему. Чтобы выдержать это условие, в конструкции баллона имеется вентиль максимального заполнения, трубка от которого внутри баллона выведена на уровень, соответствующий .предельному наполнению. Для слива неиспаряющегося конденсата в нижней части баллона предусмотрена специальная пробка.

Свернутую из листовой стали обечайку и штампованное днище сваривают. Все сваренные швы подвергают контролю. Дляопределения механической прочности баллона проводят гидравлические испытания водой под давлением 24 кгсДм2. После испытаний на автомобильный газовый баллон* ставят клеймо и прикладывают ,к нему паспорт. Паспорт .содержит сведения о материале баллона, способе сварки и результатах проверки и испытаний. В клейме указывается марка завода- изготовителя, порядковый номер баллона, число, месяц и год последующих испытаний, рабочее (Р) и пробное (Л) давления, вместимость баллона, знак ОТК завода-изготовителя.

Арматура баллона в зависимости от конструкции автомобиля может быть размещена на днище (рис. 9,а) или на цилиндрической части (рис. 9,6). Герметичность соединений арматуры с баллоном обеспечивается конической резьбой и прокладками при фланцевом соединении. Герметичность проверяют воздухом на рабочее давление 16 ктсДм2.

Техническая характеристика баллонов для газобаллонных автомобилей и автобусов приведена в табл. 4 (максимальное рабочее давление всех баллонов — 16 кпсДм2).

Баллоны

Автомобильные баллоны для сжатого газа. Эти баллоны (рис. 10) рассчитаны на рабочее давление 200 клсАсм2 и изготавливаются из цельнотянутых труб методом закатки днищ и горловин.

Готовые баллоны проходят гидравлические испытания на прочность давлением 300 мтУом2
и пневматические на 1200 кгс/см2. Годные баллоны окрашивают в красный цвет и в верхней части наносят клеймением следующие паспортные

Таблица 4

Автомобили

ЛиАЗ-677Г

Параметры баллонов

зил-ш

Ф

ОО

со

К

ГО

зил-ммз

45023

ГАЗ-53-07

ГАЗ-52-07

.Баллоны | тин I

Баллоны тип II

ЛАЗ-695.П

ГАЗ-24-07

Длина баллона, мм: без арматуры

1120

804

804

ИЗО

900

1300

700

1200

1010

с арматурой

1200

915

915

1232

1140

1300

700

1200

1036

Диаметр наружный, мм

575

575

575

490

490

490

490

360

Вместимость баллона, л: полная

250,0

130,5

130,5

190,0

153,0

220

111

160

93,2

полезная 90%

225,0

117,4

117,4

170,0

142,0

198

100

144

83,9

Масса баллона, кг: без газа

10-2,5

58,5

54,-5

75,0

60,6

81,5

52,6

60,6

45,0

с газом

219,0

119,5

19,5

164,0

135,0

184,5

105,2

135,5

90,3

товарный знак завода изготовителя, порядковый номер баллона, масса порожнем) баллона (с точностью до II,:» кг), дата изготовления, следующего освидетельствования, рабочее давление, пробное давление, вместимость (е точностью до 0,3 л), клеймо ОТК завода-изготовителя.

Рис. 10. Цилиндрический баллон из- легированной стали для сжатого газа

Баллоны

Место, где нанесены паспортные данные, покрывается бесцветным лаком и обводится риской в виде рамки.

Горловина баллона имеет отверстие с конической резьбой (конусность 3°25/, число ниток I I на 1), в которое вворачивается переходник для подсоединения трубопроводов, вентилей или манометров высокого давления. Необходимым условием правильной установки переходника и горловине баллона является остаток на нем 3—5 запасных ниток резьбы.

В настоящее время для автомобилей применяют стандартный промышленный баллон массой 93 кг, изготовленный из углеродистой стали, и специальные из легированной стали (облегченного типа) массой 62,5 иг.

Ваш отзыв