Для обеспечения эффективной эксплуатации автомобильного транспорта, работающего как на сжиженном, так и на сжатом природном газах, необходима хорошо организованная сеть газоснабжения. Организация газоснабжения зависят от вида транспортировки (перемещения) газов, способа их хранения, раздачи и учета.

Снабжение автомобилей сжиженным газом. Система снабжения предусматривает кустовые базы, сжиженного газа, автомобильные газонаполнительные станции (АГНС), а также железнодорожные и автомобильные цистерны для транспортировки сжиженного газа.

Кустовые базы предназначены для приема сжиженного газа от поставщика, хранения и снабжения им АГНС. В отличие от последних кустовые базы располагают более мощным перекачивающим и разливочным оборудованием и парком автоцистерн. На кустовых базах выполняются следующие технологические операции:

слив сжиженного газа из железнодорожных цистерн в стационарные резервуары;

хранение запаса сжиженного газа;

розлив сжиженного газа из стационарных резервуаров в автоцистерны;

техническое обслуживание оборудования и автоцистерн.

Для выполнения указанных операций на кустовых базах предусматривается железнодорожный тупик с эстакадой для слива и налива, склад сжиженного газа, блоки производственных и вспомогательных помещений, гараж с открытой стоянкой автоцистерн, колонки для наполнения автоцистерн и резервуара для запаса воды на случай пожара.

Наличие мощных кустовых баз сжиженного газа позволяет создать широкую сеть автомобильных газонаполнительных станций в районе. В зависимости от экономических соображений и от структуры газоснабжения могут быть выбраны три типа размещения резервуарного парка АГНС: стационарный, полустационарный и передвижной. В нашей стране наибольшее распространение получили стационарные и передвижные АГНС. Размещение АГНС на территории города производится с учетом необходимости сокращения пробегов для заправки газом. АГНС располагаются вблизи автотранспортных предприятий в основном в промышленно-складских и коммунальных зонах города, а также на магистралях и улицах с интенсивным движением автомобильного транспорта.

Организация газоснабжения подвижного состава

При выборе территории для размещения АГНС следует учитывать, что резервуары для хранения сжиженного газа представляют определенную пожарную опасность, а СНиП-П-37-76 и Правилами безопасности в газовом хозяйстве регламентируются минимальные расстояния от АГНС до зданий, сооружений и автомобильных дорог. Кроме того, общая вместимость резервуарного парка АГНС не должна -превышать 100 м3.

Рис. 39. Стационарная АГНС:

1 — производственное здание; 2 — хранилище газа; 3 — промежуточный резервуар; 4 — сливные колонки; 5 — наполнительные колонки; 6 — резервуар для пожаротушения с водой

При подземном хранении резервуаров на стационарных АГНС растояние от них до зданий и сооружений должно быть не меньше 40 м, до железных дорог 50 м и до автомобильных дорог 20 м. Возможная схема генерального плана стационарной АГНС приведена на рис. 39.

Организация газоснабжения подвижного состава

Для мобильного обеспечения быстрорастущего парка газобаллонных автомобилей сжиженным газом используются передвижные АГНС. Такая станция с меньшими капитальными затратами позволяет обеспечить заправкой топливом газобаллонные автомобили. Применяют передвижные АГНС на выезде из города при работе газобаллонных автомобилей во время уборочной компании, а также в городе — для заправки автомобилей, маршруты следования которых лежат в стороне от стационарных АГНС.

Рис. 40. Площадка для размещения передвижной АГНС:

1 — автомобиль заправщик; 2 — заправляемый автомобиль

 Кроме того, передвижные АГНС могут . быть использованы в транспортном режиме для перевозки газа с кустовой базы на стационарные АГНС.

При заправке автомобилей сжиженным газом передвижные АГНС размещаются на стационарных площадках. Такие площадки для передвижных АГНС, имеющих объем
резервуара для сжиженного газа до 12 м3, должны иметь удаление от общественных зданий 100 м, от жилых зданий и железной дороги общей сети 75 м от промышленных зданий и сооружений, стоянок автомобилей и автомобильных дорог — 20 м.

При выборе площадки надо обеспечить и удобство въезда (выезда) автомобилей. Площадка должна быть оборудована твердым покрытием, ограждением, предупреждающими надписями («Осторожно, газ!», «Не курить!») и электроснабжением для освещения территории в темное время суток и питания станции. Кроме того, на площадке предусматривается место заземления станции для снятия статического электричества. Схема площадки для размещения передвижных газонаполнительных станций приведена на рис. 40.

Для транспортировки сжиженных газов в зависимости от расстояния, себестоимости перевозок и других показателей могут быть использованы такие виды транспорта, как железнодорожный, автомобильный, трубопроводный и водный. На расстояние свыше 300 км наибольшее применение получила транспортировка сжиженных газов по железной дороге, на меньшее расстояние — автомобильным транспортом. По железной дороге сжиженный газ с мест его получения доставляется на кустовые базы чаще всего в железнодорожных цистернах специальной конструкции вместимостью 51 м3. Заполнение цистерны производится на 84,5%, что соответствует 43 м3. Эта- четырехосная цистерна оборудована сливо-наливным и контрольно-предохранительным оборудованием. Во избежание перегрева солнечными лучами цистерна снабжена специальным металлическим кожухом — «теневой защитой».

Для доставки сжиженного газа с кустовых баз на АГНС используются автомобильные цистерны (рис. 41). Наибольшее распространение получили автоцистерны на базе автомобилей ЗИЛ и МАЗ. Цистерны имеют рамную и безрамную конструкцию. При рамной конструкции резервуар монтируется на шасси автомобилей; при безрамной резервуар выполнен в виде полуприцепа. Установленное на цистернах расходно-наполнительное оборудование обеспечивает наполнение цистерны сжиженным газом и слив газа в стационарные резервуары. Для обеспечения безопасной эксплуатации цистерны имеют контрольно-предохранительную аппаратуру, а автомобили — два огнетушителя, устройства для снятия статического электричества и отключения аккумуляторов во время сливо-наливных операций. Глушитель автомобиля выведен вперед и снабжается искрогасителем.

Безрамная конструкция автоцистерн позволяет повысить такой важный показатель, как коэффициент тары, выражающий отношение массы перевозимого газа к собственной массе цистерны. Техническая характеристика этих транспортных средств приведена в.табл. 10.

Организация газоснабжения подвижного состава

Рис. 41. Автомобильная цистерна для транспортировки сжиженных газов

АЦЖГ-6:

1 — -предохранительные клапаны; 2 —кожух; 3 — люк; 4 — резервуар для сжиженного

газа; 5 —узел коммуникаций

Для эксплуатации автоцистерн сжиженного газа НИИ Главмосавтотрансом разработаны нормативы технического обслуживания и ремонта газового оборудования цистерн, ремонта и испытания самого резервуара.

В связи с тем что цистерна является паспортизируемым и регистрируемым сосудом, виды и периодичность их обслуживания установлены в соответствии с нормативными документами Госгортехнадзора СССР—«Правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением», «Правилами без опасности в тазовом хозяйстве» и «Правилами эксплуатации . кустовых баз и газонаполнительных станций сжиженных углеводородных газов».

Для газового резервуара и оборудования автоцистерн устанавливаются следующие виды и периодичность технического обслуживания (ТО): ежедневное обслуживание, профилактические осмотры и ревизия —6 мес.,

Таблица 10

Параметры

АЦЖГ-

6-130

АЦЖГ-10

АЦЖГ-

16-504

Базовый автомобиль

ЗИЛ-130

ЗИЛ-

130В1

МАЗ-504

Тип конструкции

Рамная

Безрамная

.Геометрический объем, м3

6,00

11,75

18,00

Полезная вместимость, м3

Максимальная масса газа при плотности

5,10

10,0

15,0

Ю,59 г/см3, т

3,01

5,90

10,60

Масса автоцистерны с газом, т

9,44

14,50

23,50

Проходимость

Для всех

дорог

Дороги I и И категорий

Толщина стенки, мм

10

12

12

Толщина днища, м

12

16

14

.Рабочее давление, кгс/см2

16

18

18

Рабочая температура, С

ОТ

—40 до -1

-50

коэффициент тары

0,465

0,685

0,820

освидетельствование и испытание узлов -газового оборудования: цистерна в оборе с арматурой и трубопроводами — 4 года; манометр—1 год; шланг резиновый — 3 мес.; клапан предохранительный—1 год.

Техническое обслуживание газового оборудования цистерн необходимо совмещать с обслуживанием автомобиля-шасси, .которое производится по режимам базовых автомобилей. Ежедневное техническое обслуживание (ЕТС) выполняется перед выездом автоцистерны на линию и после возвращения ее на АТП и включает в себя внешний осмотр, проверку крепления газового оборудования, герметичности соединений всей газовой системы и укомплектованности, противопожарным инвентарем.

Перед выпуском цистерны на линию проверяют, имеется ,ли в ней остаточное давление. Последнее должно быть не менее 0,5 кгс/ем2. Специфической операцией является проверка манометра (на «ноль»), Выполняется она отсоединением манометра от резервуара с помощью запорного вентиля. После возвращения автомобиля на АТП газовое оборудование очищается от грязи и моется водой. Следует отметить, что одним из условий безопасной эксплуатации, этих транспортных средств является отсутствие жидкой фазы газа в резервуаре при -въезде автоцистерны па АТП.

Профилактический осмотр, ревизия, ремонт, техническое освидетельствование и испытание автоцистерн относятся к газоопасным работам. Их проводят на шециализирова1нном предприятии, соответствующем повышенным требованиям по

пожаро и взрывобезопаюн ости и имеющем технологическое оборудование для обслуживания газового оборудования.

Перед профилактическим осмотром, ревизией, освидетельствованием и испытанием необходимо подготовить резервуар для создания безопасных условий работы. Для этого надо слить сжиженный газ, снизить давление в резервуаре до- атмосферного и удалить пары сжиженного газа путем продувки паром или углекислым газом. После этого производят анализ среды в резервуаре е помощью газоанализатора ПГФ-2М (исполнение для пропана). Загрязненность среды должна быть не более 20% от нижнего предела взрываемости пропан-бутановой смеси. Профилактический осмотр и ревизии включают в себя работы по проверке исправности узлов газового оборудования, очистке их от грязи и смазывании соединений.        ,

Одной из специфических операций является проверка работы предохранительного клапана. Поскольку в течение длительного времени клапан находится в закрытом состоянии,, то он может «прилипнуть» к седлу, что приведет к значительному увеличению усилия, |Необ1ходимопо для его открытия.. В связи с этим предохранительный клапан подвергается ревизии, при которой .проверяется годность деталей, притирается пара клапан-седло и испытывается клапан на стенде, с определением герметичности и давления срабатывания. Отрегулированный клапан пломбируется.

В объем профилактических работ включена и операция по. проверке манометра на. стенде контрольным манометром. Последний не. допускается к применению, когда отсутствует пломба или клеймо, просрочена проверка, стрелка при его включении не возвращается на ноль, или имеются механические повреждения, которые могут отразиться на правильности: его показаний.

Наиболее сложными и трудоемкими являются работы па техническому освидетельствованию резервуара, которые включают в себя проверку документации, внутренний осмотр и гидравлические испытания.

При внутреннем осмотре цистерна обследуется как с внутренней стороны, так и -с внешней; при этом следует убедиться в отсутствии повреждений и износа элементов резервуара. Наиболее характерными повреждениями являются трещины,, коррозия внутренних и наружных поверхностей, овальность.

Гидравлические испытания (водой) производятся при удовлетворительных результатах внутреннего осмотра. Пробное давление принимается для автоцистерн АЦЖГ-6 20 кгсАм2,, для АЦЖГ-10 и -15—22,5 кгсАм2. Перед повышением давления при гидравлическом испытании необходимо убедиться в отсутствии воздуха в резервуаре. Давление в цистерне должно измеряться контрольным манометром. Под пробным давлением;

резервуар должен находиться в течение 5 мин, затем давление постепенно снижают до рабочего и производится визуальный осмотр.

Если во время испытания внутри резервуара слышны посторонние стуки, или происходит резкое падение давления, то испытание прекращается до выявления и устранения причин возможных повреждений. Цистерна считается выдержавшей гидравлические испытания, если не обнаружено признаков разрыва, течи, запотевания швов сварных соединений и основного .металла, видимых остаточных деформаций.

После ТО и (ремонта газового оборудования автоцистерны проверяется герметичность соединений, узлов и самого резервуара. Герметичность цистерн проверяется пневмоиспытанием, после чего производится продувка резервуара паровой фазой газа. Герметичность вентилей можно проверить сжатым воздухом под давлением 16 кгс/см2. При такой проверке газ подается в трубопровод жидкой или паровой фазы в зависимости от того, какой вентиль проверяется. Проверка осуществляется при закрытых вентилях цистерны и выявляет герметичность пары клапан-седло, сальника, наружного фланца расходного вентиля, а также пары клапан-седло углового цапкового вентиля.

Внешняя негерметичность соединений определяется при помощи мыльной пены. При внешней герметичности соединений и наличии падения давления газа по образцовому манометру имеет место внутренняя негерметичность вентиля. Газовая магистраль считается герметичной, если падение давления сжатого газа по образцовому манометру не будет наблюдаться в течение 15 мин.

Техническое обслуживание и ремонт автомобилей-шасси {тягачей) автоцистерн выполняется на АТП по той же технологии-, что и базовых автомобилей. Особенность заключается лишь в том, что перед постановкой автоцистерны на участок ТО и ремонта, должны быть выполнены следующие условия:

в резервуаре должна отсутствовать жидкая фаза пропан-бутановой смеси;

давление паров пропан-бутановой смеси не должно превышать 0,5 кгс/см2.

Снабжение автомобилей сжатым природным газом. Сеть

снабжения включает в себя специальные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС) стационарного типа (разрабатываются также передвижные автогазо заправщики).

При создании сети стационарных АГНКС в первую очередь обеспечивается условие минимального удаления станции от магистрального газопровода или газопровода-отвода, по которому природный газ поступает с мест его получения или переработки. К дополнительным требованиям при размещении АГНКС следует отнести возможность подвода инженерных

коммуникаций (воды, электроснабжения) и обеспечение требований пожарной охраны и техники безопасности.

В нашей стране имеются все условия для создания развитой сети автомобильных АГНКС. В настоящее время природным газом снабжаются около 2 тыс. городов, более 2,5 тыс. поселков городского типа и около 90 тыс. сельских населенных пунктов. Создана система газоснабжения, которая включает в себя несколько систем месторождений, свыше 100 тыс. км магистральных газопроводов, компрессорные станции, газопроводы-отводы, наземные и подземные хранилища.

Расчет системы газоснабжения. При определении необходимого числа газонаполнительных станций используются эксплуатационные показатели газобаллонных автомобилей, эксплуатируемых в данном районе (городе), и паспортные данные станций. Число АГНС (АГНКС)

Организация газоснабжения подвижного состава

где Кп — коэффициент неравномерности поступления автомобилей на заправку (зависит от режима работы автомобилей и для условий Москвы равен 1,25—1,35); пв — количество заправок автомобилей; Р — производительность станции, заправок в сутки (по паспортным данным).

Организация газоснабжения подвижного состава

Число заправок

где А и — списочное число газобаллонных автомобилей; ав
— коэффициент выпуска; 7сс — среднесуточный пробег газобаллонных автомобилей; I — запас хода автомобиля на одной заправке газом, км..

Ваш отзыв