Повышение надежности газового оборудования является одной из важнейших проблем при переводе автомобилей на газ. В Главмосавтотрансе совместно с заводом ЗИЛ проведен большой комплекс исследований по надежности узлов газовой аппаратуры и совершенствованию их конструкции.

Рис. 48. Изменение физико-химических показателей моторного масла М8В1 во время опытной эксплуатации в двигателе газобаллонного автомобиля ГАЗ-52-07 (1), двигателе ЗИЛ-138 (2) и бензиновом двигателе ГАЗ-52-04 с масляными фильтрующими элементами К.ФМ (3)

Исследование надежности газовой аппаратуры системы питания газобаллонных автомобилей проводилось в несколько этапов:

определение качества сборки газобаллонных автомобилей до ввода их в эксплуатацию (входной контроль газовой установки автомобилей);

оценка показателей надежности газового оборудования по результатам эксплуатационных испытаний газобаллонных автомобилей;

выявление номенклатуры узлов, лимитирующих надежность «системы литания газобаллонных автомобилей;

.выявление причин и характера отказов элементов газового оборудования;

разработка методов обеспечения надежности газовой установки в процессе эксплуатации газобаллонного автомобиля.

Работы по указанной методике проводились и ведутся на .автомобилях, работающих как на сжиженных, так и на сжатых газах.

Входной контроль газобаллонных автомобилей. Качество

сборки газовой установки в значительной мере определяет ее надежность и безопасность эксплуатации. Автомобили, поступающие на автопредприятия, подлежат входному контролю, в результате которого определяется техническое состояние газовой аппаратуры. Входной контроль, которому подвергаются не менее пяти образцов газобаллонных автомобилей одной модификации, предусматривает: проверку наличия документации и специального оборудования на газобаллонном автомобиле; внешний осмотр газового оборудования; проверку герметичности газовой системы питания; контроль работы двигателя на холостом ходу; проверку пусковых качеств.

При проведении входного контроля проверяется наличие огнетушителей, а также паспорта на баллон и инструкции по эксплуатации газобаллонного автомобиля этой модели. Внешний осмотр необходим для проверки состояния аппаратуры системы питания газом, выявления неисправностей.

-Прц проверке осматривается газовый баллон и баллонная аппаратура, выявляются повреждения и раковины баллона, проверяются контакты подключения указателя уровня газа. В кабине водителя при включенном зажигании проверяется работа указателей (манометра и указателя уровня топлива).

Визуально проверяется техническое состояние агрегатов газового оборудования:      редуктора, смесителя, испарителя,

фильтра газа, трубопроводов, крепежных соединений.

Герметичность всей газовой системы проверяется сжатым газом под давлением 16 кгсАм2. В качестве сжатого газа, может быть использован воздух, азот или углекислый газ, которые нетоксичны и невзрывоопасны. Проверка герметичности газовой системы проводится в следующем порядке:

шланг, подающий сжатый газ, подключают в газовую систему автомобиля;

заполняют газовую систему автомобиля сжатым воздухом. После заполнения вентиля на подающем шланге закрывают определяют по образцовому манометру падение давления в системе. Снижение давления указывает на негерметичность газовой системы автомобиля. Места утечки определяются мыльной пеной. Газовая система будет считаться герметичной, если при обмыливании пенообразующим раствором не будет наблюдаться образования пузырьков и падение давления сжатого газа не будет превышать допустимого—0,02 киУсм25 за 15 мин.

Затем проверяется содержание окиси углерода в отработавших газах. Для автомобилей ЗИЛ-138В1 и -138Д2 концентрация окиси углерода не должна превышать при измерении газоанализатором с пробоотборникам, вставленным в выпускную трубу глушителя на глубину 15 мм от ее среза, 1,5% (по объему) при 600 об/мин холостого хода и 1,0% при 1920 об/мин холостого хода.

Для автомобилей ГАЗ-52-07,   -52-08 и -52-09 содержание

окиси углерода в отработавших газах двигателей не должно превышать при измерении газоанализатором с пробоотборником, вставленным в выпускную трубу глушителя на 150 мм: от ее среза, 1,0—1,5% на малых и больших частотах вращения коленчатого вала двигателя.

Устойчивая работа двигателя на минимальных частотах, вращения холостого хода проверяется на отрегулированном и прогретом до 80ОС двигателе. Двигатель должен проработать без перебоев и хлопков на минимальной частоте вращения 500—600 об/мин в течение 3 мин. Проверка плавности перехода с одного режима работы двигателя на другой производится на устойчивой частоте вращения холостого хода. При быстром; нажатии на акселератор до отказа двигатель должен резко набирать частоту. Остановка и перебои в работе двигателя не допускаются.

Пусковые качества проверяются на отрегулированном двигателе. При этом пуск его при температуре от —4°-С до +20°С. должен осуществляться не более чем за три попытки с интервалами в 1 мин при продолжительности каждой попытки не более 10 с.

Показатели надежности газового оборудования. Нарушение- работоспособности какой-либо аппаратуры, в там числе газовой, называется отказом. Отказ свидетельствует о предельном состоянии оборудования, в связи с чем без ремонта невозможно или нецелесообразно» его использовать в дальнейшем вследствие снижения эффективности или несоответствия техническим требованиям.

Предельное состояние газовой топливной аппаратуры оценивается отклонением параметров топливоподачи за пределы после которых ухудшаются показатели работы газового двигателя, или определяется необходимость снятия с автомобиля, одного из узлов газового оборудования для ремонта или регулировки.

Безотказность, как известно, не определяет степени работоспособности автомобильных конструкций. Узлы, агрегаты, конструктивные элементы газовой системы, питания должны, кроме того, иметь низкие удельные технико-экономические

.показатели при проведении работ по восстановлению их работоспособности, т. е. обладать хорошей ремонтопригодностью.

Продолжительность возможности сохранения работоспособного состояния газовой установки газобаллонных автомобилей может быть ощенена такой качественной характеристикой, как долговечность.

Для элементов газовой системы питания газобаллонных автомобилей в эксплуатации одинаково важными являются показатели безотказности, ремонтопригодности, долговечности и экономичности. Определение численных значений основных характеристик надежности производится на основе наблюдения за эксплуатацией контрольной партии газобаллонных автомобилей, а также с использованием информации, поступающей с автотранспортных предприятий. Поскольку базовые элементы газовой аппаратуры имеют высокую долговечность, на гарантийном пробеге автомобиля ее надежность может быть охарактеризована показателями безотказности и параметрами ремонтопригодности.

Безотказность газового оборудования газобаллонных автомобилей в эксплуатации оценивается:

средним числом отказов, приходящихся на узел (агрегат) системы питания двигателя;

наработкой на отказ детали, агрегата газового оборудования;

наработкой на текущий ремонт системы питания.

Среднее число отказов Н (Ь) газового узла системы пита- нИя, приходящееся на один автомобиль, определяется из выражения

Надежность системы питания

где т(Ь) —число отказов газового узла системы питания; Ь — средний про- !бег автомобилей контрольной партии; АС—число автомобилей в контрольной партии.

Наработка на отказ Ьц(^) узла системы питания статистически находится по формуле

Надежность системы питания

Уравнение для определения наработки 1(1на текущий ремонт системы питания имеет вид:

/ (I) = им (Ц,

где М (I) — число текущих ремонтов системы питания в рассматриваемый период эксплуатации.

Ремонтопригодность системы питания газобаллонных автомобилей может быть охарактеризована с помощью трудоемкости устранения неисправностей газового оборудования, расхода, запасных частей, стоимости текущих ремонтов.

Узлы

Удельное число отказов, %

Узлы

Удельное число отказов, %

ЗИЛ-138

ГАЗ-53-07

ЗИЛ-138

ГАЗ-53-07

Редуктор газа

34

32

Магистральный

14

10

Арматура баллона

22

16

вентиль

Шланги высокого

18

Нет

Смеситель

8

22

давления

данных

Фильтр газа

4

10

Испаритель

Нет

10

данных

За период эксплуатационных испытаний на предприятиях Главмосавтотранса из 96 газобаллонных автомобилей на гарантийном пробеге было выявлено 142 отказа газового оборудования, т. е. в среднем порядка 1,5 отказа на автомобиль.

Распределение отказов газовой системы питания по узлам и агрегатам за гарантийный пробег автомобиля ЗИЛ-138 и ГАЗ-53-07 приведено в табл. 13.

Представленные в таблице данные свидетельствуют о том,, что около 74% отказов в системе питания газобаллонных автомобилей ЗИЛ-138 приходится на редуктор, арматуру баллона и шланги высокого давления. Отличительной особенностью газового оборудования автомобилей ГАЗ является большой процент отказов таких узлов системы питания, как смеситель газа (22%), испаритель (10%) и фильтр газа в редукторе (10%).

Данное обстоятельство в определенной степени объясняется отсутствием в системе питания автомобилей ГАЗ магистрального фильтра газа и наличием в связи с этим большой нагрузки, приходящейся на фильтр газа в редукторе, по сравнению с автомобилями ЗИЛ, что ведет к ухудшению качества очищенного газа, попадаемого в газовое оборудование и двигатель.

Выявлено также, что более 50% отказов двигателя ЗИЛ-138 приходится на газовое оборудование. Эти результаты. характеризуют топливоподающую аппаратуру, как систему, лимитирующую надежность газового двигателя. Средние наработки на отказ оборудования системы питания двигателя ЗИЛ-138 в 2,7 раза ниже, чем у двигателя автомобиля ЗИЛ-130. Газоопределение отказов в системе питания и стоимость их устранения по узлам газового оборудования ЗИЛ-138- приведены в табл. 14.

Узлы

Удельное число отказов, %

Стоимость устранения отказов, %

Шланги высокого дав-

28

61,81

-ления

Редуктор газа

20

20,67

Арматура баллона

16,5

3,91

Смеситель

10,5

3,54

Фильтр газа

3,05

Испаритель

8,0

3,86

.Магистральный вентиль

6,5

2,16

Из нее видно, что наибольшее число отказов (около 65%) приходится на шланги высокого, давления, редуктор и арматуру баллона. На эти же узлы газового оборудования приходится свыше 86% стоимости устранения отказов. Эти результаты позволяют сделать вывод, что узлами, лимитирующими надежность газового оборудования автомобиля, являются именно эти узлы.

Ваш отзыв