Помимо выпуска промышленностью новых газобаллонных автомобилей, перевод на газ автомобилей с бензиновыми двигателями может быть осуществлен и непосредственно на автотранспортном предприятии. Особое практическое значение это обстоятельство приобретает для организаций, эксплуатирующих автомобили в районах нефте и газодобычи. Перевод в этих районах бензиновых автомобилей па газ является одним из наиболее действенных эксплуатационных мероприятий, направленных на экономию жидких моторных топлив и рациональное использование местных энергоресурсов.

К переоборудованным для работы на газе автомобилям предъявляются следующие основные требования:

обеспечение требуемого запаса хода;

сохранение номинальной грузоподъемности и эксплуатационных свойств, присущих газобаллонному автомобилю соответствующей модели;

обеспечение герметичности газового оборудования;

свободный доступ к двигателю и другим агрегатам автомобиля;

отсутствие существенных отличий в управлении газобаллонным автомобилем по сравнению с бензиновым.

Трудоемкость выполнения этих требований во многом определяется конструкцией переоборудуемого автомобиля, его техническим состоянием, а также видом применяемого топлива. Следует отметить, что перевод работы двигателя с жидкого моторного топлива на газовое сопровождается снижением мощности на 7—9 и 15—18% соответственно для сжиженного нефтяного и сжатого природного газов.

Компенсация этих потерь достигается конструктивными изменениями в двигателе, а именно повышением степени сжатия, усовершенствованием системы питания. В этой связи при переводе карбюраторных двигателей на питание газом используются два способа.

Первый заключается в создании газовой модификации стандартного карбюраторного двигателя путем оснащения его газобаллонной установкой. Этот способ позволяет сохранить возможность работы двигателя на. бензине. В данном случае двигатель развивает полную мощность на бензине, а на газе его мощность несколько снижается.

Второй способ основан на создании специального газового двигателя, развивающего полную мощность только на газе.

Этот способ знаменателен улучшением мощностных и экономических показателей путем повышения степени сжатия и применением в газобаллонной установке газового смесителя.

Переоборудованию для работы на газе подлежат только технически исправные автомобили. После переоборудования автомобиль получает новый номер модели соответствующей газобаллонной модификации и должен эксплуатироваться согласно требованиям заводской инструкции для этой модели автомобиля.

Переоборудование предполагает проведение целого комплекса монтажно-демонтажных, крепежных, регулировочных и других видов работ. Предусматривается . следующая последовательность выполнения операции: подготовка автомобиля к переоборудованию; демонтаж с двигателя и автомобиля деталей и узлов, не входящих в конструкцию газобаллонных автомобилей, а также временно затрудняющих доступ к местам установки газового оборудования; сборка двигателя; монтаж: газового оборудования; установка огнетушителя; проверка и испытание переоборудованного автомобиля.

Подготовка автомобиля к переоборудованию предусматривает проверку, исправности ходовой части, систем электрооборудования, питания, охлаждения, а также тормозной системы. После этого опорожняются топливные баки, системы питания и охлаждения двигателя. Поскольку основные работы по монтажу и демонтажу оборудования производятся в подкапотном пространстве, в кабине, и на раме под платформой, то на состояние этих мест следует обращать особое внимание.

В связи с тем что целый ряд деталей, демонтируемых с двигателя, устанавливается вновь, они соответствующим образом должны быть очищены (от грязи, коррозии, смазки). Перечень основных деталей и узлов двигателя и платформы, демонтируемых с автомобиля ЗИЛ-130 при его переоборудовании в газобаллонный автомобиль -ЗИЛ-138,, представлены в табл. 1.

При переоборудовании автомобиля ГАЗ-53А в газобаллонный ГАЗ-бЗ-07 с двигателя демонтируются следующие основные узлы: кронштейн с фильтром тонкой очистки топлива, распределитель зажигания с проводами, воздушный фильтр с кронштейном, кронштейн тяги ручной подкачки бензонасоса и пружины акселератора, генератор, детали управления сливным краном охлаждающей жидкости, впускная труба (коллектор) е прокладками, крышки коромысел, оси с коромыслами и стойками, головки цилиндров с выпускными коллекторами, штанги толкателей клапанов.

Значительную часть демонтируемых с двигателя деталей автомобиля ГАЗ-53А устанавливают вновь, за исключением головок цилиндров, штанг, впускной трубы и свечей зажигания. 11а двигателях ГАЗ-52-04 и -52-01, переоборудуемых соответственно в модели ГАЗ-52-07 и -52-08, головки цилиндров не снимаются, что связано с универсальностью работы двигателя на бензине и газе. При переоборудовании автомобилей ГАЗ всех моделей топливный бак не снимается (в отличие от ЗИЛ).

Обозначение

Наименование

Кол-во

Двигатель

130-1003010-Б 130-1003011-Б 130-1007176-А 130-1110280-А 130-1110284-А 130-1003020-А

Головка цилиндров в сборе правого ряда То же, левого ряда Штанга толкателя клапана Трубка ограничителя числа оборотов То же

Прокладка головки цилиндров в сборе

1

1

16

1

1

2

130-1101010-В

131-1104710-Б

130-1104020-В 130-1104085-Б

130-1104054-Г

130-1104050-Г

150В-11050Ю-А 130-1108034 130-1 Ю3040-А 130-1117010 130-1107010-Б2 130-1109010

Система питания

Бак топливный в сборе

Трубка приемная топливного бака с фильтром в сборе

Трубка от топливного бака к фильтру-отстойнику в сборе

Трубка от фильтра-отстойника к топливному насосу продольная в сборе

Трубка от фильтра тонкой очистки к карбюратору в сборе

Трубка от топливного насоса к фильтру тонкой очистки топлива в сборе Фильтр-отстойник топлива в сборе Тяга акселератора (от педали к валику)

Тяга акселератора промежуточная в сборе Фильтр тонкой очистки топлива в сборе Карбюратор К88АЕ Воздушный фильтр ВМ-16

Г

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

130-3713228-Б

130-3706315

Электрооборудование

Гирлянда освещения приборов в сборе 1 Трубка от распределителя к карбюратору в сборе

1

1

130-8507013 1 130-8511011-Б

Платформа

Инструментальный ящик в сборе Брызговик передний левый в сборе

1

1

После демонтажа подготавливаются места установки дополнительных узлов и деталей: сверлятся отверстия для установки газовой аппаратуры на передней стенке и приборной панели кабины, а также отверстия для крепления газового баллона на лонжероне рамы (при переводе на пропан-бутановое топливо). Различие в расположении отверстий под газовую аппаратуру газобаллонных автомобилей семейства ЗИЛ и ГАЗ 16

определяется индивидуальностью компоновочного решения в размещении газобаллонной установки на двигателе.

Одной из наиболее сложных работ по переоборудованию автомобилей в газобаллонные является сборка двигателя. Как- отмечалось выше, в целях компенсации снижения мощностных показателей двигателей автомобилей ЗИЛ-130, ГАЗ-53А, -52-04, -52-01 при переводе их на сжиженный нефтяной газ, на двигатели устанавливаются головни е уменьшенным объемом камеры сгорания. Эта операция требует замены ряда элементов бензиновых двигателей на новые, предназначенные для газовых двигателей. Номенклатура деталей, необходимых для переоборудования автомобиля ЗИЛ-130 в автомобиль ЗИЛ-138, приведена в табл. 2.

Эти детали и узлы и определяют особенности устройства газовых двигателей по сравнению с базовыми бензиновыми. Наиболее трудоемкой частью работ по переоборудованию является монтаж газового оборудования.

С целью уменьшения трудоемкости выполнения монтажных операций необходимо производить установку данного оборудования в определенной последовательности. Для газобаллонных автомобилей ЗИЛ и ГАЗ рекомендуется следующая последовательность: установка газового баллона; монтаж газового оборудования на передней панели кабины и на двигателе; монтаж трубопроводов; установка деталей электрооборудования; проверка газовой системы питания на герметичность; установка резервной системы питания.

Газовый баллон на газобаллонных автомобилях ЗИЛ-138, -138Д2 устанавливается вентилями вперед и крепится к левому лонжерону рамы автомобиля (на автомобилях ЗИЛ-138Д2, имеющих два баллона, второй баллон крепится к правому лонжерону рамы) с помощью специальных кронштейнов, хомутов и стяжек.

Установка баллонов на автомобилях ГАЗ-53-07, -52-08 представлена на рис. 7. Надежность крепления на автомобиле баллона 1, располагающегося на кронштейнах 3, обеспечивается с помощью хомутов 4 с прокладками 6. На переднем кронштейне предусмотрена прорезь (в нее входит ограничитель баллона), предохраняющая баллон от проворачивания во время движения автомобиля.

те б л и ц а 2

Обозначение

Наименование

Кол-во

138-1 сто Ю-Б

Головка цилиндров с клапанами в сборе правая

1

138-100311-Б

То же, левая

1 .

138-1007176

Штанга толкателя клапана

16

138-1110280

Трубка ограничителя числа оборотов

1

138-1110284

То же

1

130-1003020

Прокладка головки цилиндров

2

Переоборудование автомобилей для работы на газе

Рис. 7. Установка баллона на автомобили ГАЗ-53-07, -52-08:

1 — баллон; 2 — усилитель поперечный 1переднИй; 8 — кронштейны баллона; 4—хомут крепления баллона; 5 —усилитель поперечный задний; б — прокладка хомута; 7 — т р о й ник; 8 — у го л ь и и к; 9 — вту л к а

Номенклатура агрегатов газового оборудования, необходимого при переоборудовании бензиновых моделей в газобаллонные, работающие на сжиженных газах, включает следующие основные узлы: газовые редуктор и фильтр, испаритель и смеситель газа, магистральный вентиль.

Установка газового оборудования в подкапотном пространстве автомобилей ГАЗ показана на рис. 8. Газовый редуктор 4 с фильтром крепится на специальных кронштейнах. Нижние кронштейны 2 и 3 и верхние кронштейны 5 крепятся к передней панели кабины (щиту передка). Испаритель 1 устанавливается на кронштейнах 7 и угольниках 6. После . установки агрегатов газовой системы питания производится  монтаж трубопроводов высокого и низкого давления. Магистраль высокого давления для автомобилей ГАЗ-53-07, -52-08, -52-07

состоит из трубки 10 от баллона к магистральному вентилю 9 и трубки 8 от вентиля к испарителю, а также шланга высокого давления 19 от испарителя к редуктору. Присоединение указанных трубок и шланга к агрегатам осуществляется с помощью ниппельного соединения, состоящего из врезающегося кольца и гайки 18.

Магистраль низкого давления состоит из бензомаслостойкого резинового шланга 16, соединяющего патрубки редуктора и смесителя. Шланг 16 закрепляется стяжными хомутами 13. Диаметр этого шланга составляет 22 мм. Магистраль холостого хода, представляющая собой бензомаслостойкий резиновый шланг 14, соединяет патрубки редуктора и смесителя. Вакуумная магистраль 15,

Переоборудование автомобилей для работы на газе

Переоборудование автомобилей для работы на газе

расположенная между разгрузочным устройством редуктора и впускной трубой двигателя,, сделана из бензомаслостойкой резиновой трубки. Магистраль теплоносителя служит для подключения испарителя газа к системе охлаждения двигателя и состоит из двух резиновых шлангов — подводящего 17 от крана 11 отбора воды из двигателя к испарителю и отводящего 12 от испарителя к переходному патрубку.

Установка в системе питания газобаллонных автомобилей электрического манометра давления газа, датчика указателя уровня топлива в баллоне, а также увеличение числа указателей в кабине водителя обусловливают необходимость монтажа на переоборудуемом автомобиле комплекта дополнительных деталей электрооборудования.

Номенклатура таких деталей для переоборудования автомобиля ЗИЛ-130 в ЗИЛ-138 включает в себя гирлянду освещения приборов от автомобиля ЗИЛ-131, манометр давления газа УК-30, а также дополнительные провода и лампу для освещения манометра.

После установки оборудования производится проверка газовой системы питания на герметичность. При этом осуществляют наружный осмотр всей газовой магистрали. Обращается особое внимание на соединения шлангов и трубок со штуцерами. Проверяется комплектность газовой аппаратуры на автомобиле, а также легкость открывания и закрывания газовых вентилей на баллоне, и .в кабине автомобиля.

Магистраль высокого давления спрессовывается сжатым воздухом или углекислым газом, подводимым под давлением 16 кгсМм2 к штуцеру тройника, установленного на баллоне. Проверка, герметичности каждого соединения по всей магистрали от баллона до редуктора осуществляется с помощью мыльной эмульсии и на слух. Негерметичность соединений устраняется дополнительной затяжкой гайки или заменой  ниппельного соединения. При разрывах и вспучиваний шлангов газовой системы их следует заменить.

Затем проверяется работа электрического датчика давления в 1-й ступени газового редуктора (при включенном зажигании). Показания стрелки на указателе давления должны составлять 1,2—1,5 кгсАсм2.

Следует отметить, что на автомобиле ЗИЛ-138 топливный бак на 10 л устанавливается с внутренней стороны правой подножки кабины и крепится с помощью специальных хомутов. Трубопроводы от топливного бака к насосу прокладываются вдоль лонжеронов рамы посредством скоб.

При переоборудовании в автомобиль ГАЗ-52-07 эти операции исключаются, так как для питания двигателя бензином используется система питания, установленная на автомобиле ГАЗ-53А (за исключением двухкамерного карбюратора, вместо которого монтируется вместе со смесителем однокамерный)..

Для повышения безопасности эксплуатации газобаллонные автомобили имеют глушитель с удлиненной выхлопной трубой конец которой повернут вниз на 20°—30° от горизонта. При ним автомобили, оборудованные газовой аппаратурой, снабжаются огнетушителями ОУ-2, устанавливаемыми на переднем- Порту платформы.

После проверни автомобили подлежат испытанию. При том осуществляются пуски двигателя на бензине и на газе. После проверки и регулировки двигателя при работе на газе- стационарных условиях производится пробный пробег 10 км.

11редельная скорость движения (в км/ч) для автомобилей ЗИЛ; но время пробного пробега, при различных передачах составляет:..

I  …. 8 IV …. 40

II  . . . . 15  V …. 50

III …. 25

Дальнейшая эксплуатация осуществляется в соответствии с заводскими инструкциями по. эксплуатации газобаллонных автомобилей.

Технологический процесс переоборудования бензиновых, моделей автомобилей в газобаллонные, работающие на сжатом газе, аналогичен приведенной выше последовательности по переводу бензиновых автомобилей для работы на сжиженном — нефтяном газе.

Отличием являются лишь некоторые конструктивные особенности газобаллонных установок, работающих на сжатом:- газе по сравнению с газовыми установками для пропан-бутанового топлива.

Номенклатура агрегатов газовой системы питания, необходимых для переоборудования бензинового автомобиля ЗИЛ-130 в газобаллонный ЗИЛ-138А, работающий на сжатом газе, . включает баллоны на 50 л с рабочим давлением 200 кг/см2, газовые редукторы высокого и низкого- давления, подогреватель газа, карбюратор-смеситель, вентили, манометры, электро-магнитный клапан и трубопроводы.

Ваш отзыв