При освещении вопросов надежности газобаллонных автомобилей главное внимание уделяется надежности деталей и механизмов двигателя. Результаты исследований, проведенных как у нас в стране, так и за рубежом, показывают, что интенсивность изнашивания трущихся деталей двигателя при работе его на газообразном топливе значительно ниже, чем при работе на бензине. О снижении интенсивности изнашивания подшипников коленчатого вала, нелегированных колец и гильз цилиндров газового двигателя по сравнению с бензиновым свидетельствуют представленные на рис. 46 графики изменения содержания элементов-индикаторов в картерном масле. Межремонтные пробеги двигателя при этом возрастают. По имеющимся зарубежным данным, применение газообразного топлива в автомобильных двигателях увеличивает межремонтный пробег двигателя в 1,25—2,05 раза.

Долговечность двигателя ,во многом определяется качеством масел. . Исследования свидетельствуют о снижении

Надежность деталей и механизмов двигателя

Рис. 46. Изменение содержания железа и свинца в картерном масле при работе автомобиля на газе (1) и бензине (2)

интенсивности старения масел при использовании в двигателях газообразного топлива. По различным литературным данным срок службы моторного масла возрастает от 2 до ,1 раз. Это объясняется тем обстоятельством, что содержание абразивных загрязняющих примесей, а также серы в газовом топливе в 4—5 раз меньше, чем в бензине. Кроме того, полнота сгорания газового топлива значительно выше, чем бензина, что ведет, в свою очередь, к резкому снижению количества продуктов неполного сгорания в газовых двигателях.

При работе на газообразном топливе масла меньше разжижаются. При работе двигателей на газе резко снижается интенсивность загрязняемости масел по сравнению с двигателями, работающими на бензине и дизельном топливе. Так, среднее значение скоростей поступления загрязняющих примесей в картерное масло при работе двигателя грузового автомобиля на бензине ,и дизельном топливе соответственно составляет 0,38 ,и 0,81, а на газообразном топливе — 0,073 мг/|(л.с.-км).

Другими словами при равных мощностях двигателей и одинаковом. пробеге количество загрязнений в газовых двигателях в 5 раз меньше, чем в карбюраторных, и в 10—20 раз меньше, чем в дизельных двигателях.

Для определения возможного увеличения срока службы моторных масел М-6з/10ГТ и М-8М1 в газовых двигателях  в условиях реальной эксплуатации в Главмосавтотрансе и Мос- автолегтранее были проведены эксплуатационные испытания газобаллонных автомобилей ГАЗ-52-07,       ГАЗ-24-07 и ЗИЛ-

138. В ходе испытаний показатели качества моторных масел газобаллонных автомобилей сравнивались с аналогичными показателями масел бензиновых двигателей ЗМЗ-24-01, ЗИЛ-130 и ГАЗ-52-04.

В качестве критерия оценки состояния масел при различных его сроках службы использовались физико-химические свойства и индукционный период осадкообразования — ИПО (характеризует время до начала выпадения осадка из масел при его высокотемпературном окислении).

Изменения ИПО моторных масел в зависимости от срока их службы в различных двигателях приведены на рис. 47. На нем видно, Зто при увеличении продолжительности службы моторных масел как газовых, так и бензиновых двигателей индукционный период осадкообразования уменьшается. Однако благодаря меньшей загрязненности масла и более длительной работе присадок ИПО масел газовых двигателей находится на более высоком уровне.

Изменение физико-химических показателей масла М-8Вь газовых и бензиновых двигателей грузовых автомобилей изображено на рис. 48.

Рис. 47. Изменение индукционного периода осадкообразования моторных масел в зависимости от срока их службы в различных двигателях (штриховой линией отмечены масла, работающие в двигателях газобаллонных автомобилей):

1 — масло М-бз/ЮГ] в двигателе ЗМЗ-24- 37; 2 — М-бд-ЮГУ в ЗМЗ-24-01; М-8В, в

ЗМЗ-24-01; 3 — М-8В, в ГАЗ-52-07; 4 — М-8В, в ЗИЛ-130; 5 — М-8В, в ГАЗ-52-04; 6 — М-8В, в ЗМЗ-24-01; 7 — АС-8 в ГАЗ- 52-07; 8 — АС-8 в ЗМЗ-24-01; 9 — АС-8 в ГАЗ-52-04

 Приведенные данные свидетельствуют о том, что суммарное содержание механических примесей в масле при одинаковых пробегах автомобилей имеет меньшее значение для газовых двигателей. Аналогичное наблюдается и в отношении процентного содержания несгораемых примесей в масле двигателей.

Надежность деталей и механизмов двигателя

Меньшее загрязнение масла двигателя ЗИЛ-138 по сравнению с двигателем ГАЗ-52-07 объясняется более совершенным уплотнением цилиндро-поршневой группы.

Характер протекания кривых зольности масла М8В] у газовых и бензиновых двигателей при достижении автомобилями ГАЗ-52-07 и -52-04 пробега 10 тыс. км идентичен: с увеличением пробега зольность возрастает до значений соответственно 1,1 —1,2% и 0,9—1,0%. Следует отметить, что при дальнейшем увеличении срока службы (свыше 10 тыс. км) зольность картерного масла газовых двигателей практически остается! постоянной, не вызывая при этом нарушений в работе двигателя.

У газовых двигателей наблюдается меньшее повышение вязкости масла, так как в нем скапливается меньшее количество продуктов неполного сгорания топлива, окислительной конденсации и полимеризации.

та б л и ц а 12

Двигатель

*

Категория условий эксплуатации

Моторное

масло

Срок службы масла, тыс. км

Срок службы фильтров или периодичность очистки центрифуги тыс. км

Тил

фильтра

ГАЗ-52-07

I

АС-8

10

10

КФМ *

ГАЗ-52-07

I

М-8В,

20

10

»

ЗИЛ-138

II

М-8В|

25

12,5

Центрифуга!

ЗМЗ-2-4-07

II

М-бз/ЮГ,

20

10

БФМ **

* КФМ — картон фильтрующий масляный; ** БФМ — бумага фильтрующая масляная.

Для масел газовых двигателей характерна невысокая кислотность и сравнительно высокий уровень щелочности, равный 08, мг КОН/г в двигателе ГАЗ-52-07 и 1,1 мг КОН/г в двигателе ЗИЛ-138 при достижении автомобилями пробег 20 тыс. км.

Проведенный анализ состояния моторных масел по индукционному периоду осадкообразования и физико-химическим свойствам свидетельствует, что масло газового двигателя имеет больший срок службы при одинаковых с бензиновым: двигателем условиях эксплуатации. Рекомендуемые на основе проведенных исследований режимы замены моторных масел: для газобаллонных автомобилей приведены в табл. 12.

Таким образом, применение, в системе питания автомобилей газа, увеличивает по сравнению с жидким топливом долговечность двигателя, а также снижает интенсивность старения картерного масла, что способствует увеличению срока их службы.

Ваш отзыв