Изыскание способов надежного пуска двигателей является составной частью задачи организации эффективной эксплуатации автомобилей, работающих на сжиженном газе. Существует несколько способов облегчения пуска бензиновых автомобилей, которые в основном сводятся к созданию необходимого теплового режима двигателя. Непосредственное перенесение этих способов на газобаллонные автомобили не всегда дает должного результата, если не учитывать специфические свойства газа как топлива.

Опыт эксплуатации газобаллонных автомобилей в Глав- мосавтотрансе позволил выявить следующие пути обеспечения надежного пуска газового двигателя:          применение стационар

ных установок тепловой подготовки при хранении автомобилей в межоменное время на открытых стоянках; использование для тепловой подготовки энергии газового баллона автомобиля; совершенствование конструкции газового оборудования системы питания двигателя.

Предпусковой подогрев может быть осуществлен путем применения установок тепловой подготовки, основанных на использовании инфракрасных излучателей, горячего воздуха и принудительной циркуляции горячей воды в системе охлаждения газового двигателя.

При этом такие методы предпусковой подготовки газовых двигателей, нашедшие применение на автотранспортных предприятиях, не противоречат требованиям ОНТ1П-АТП-СТО-8О, в соответствии с Которыми площадки открытого хранения газобаллонных автомобилей допускается оборудовать системой обогрева, конструкция которой исключает нагрев газового баллона.

Внедрение стационарных установок тепловой подготовки позволяет обеспечить надежный пуск двигателей в зимнее время, повысить их долговечность, увеличить срок службы аккумуляторных батарей, уменьшить интенсивность образования накипи и продуктов коррозии в системе охлаждения. При этом экономятся автомобильные топлива и масла, а также энерГоресурсы на содержание автомобилей на открытой стоянке, более полно используются основные фонды, снижаются потери, связанные с несвоевременной доставкой грузов.

Кроме того, внедрение установок тепловой подготовки способствует облегчению труда водителей и обслуживающего персонала стоянки, снижению их заболеваемости, уменьшению загрязнения воздушной среды.

Тепловая подготовка газовых двигателей с помощью инфракрасных излучателей (газоподогрев) основана на физических свойствах инфракрасных лучей, которые подчиняются тем же законам, что и видимые лучи. В частности, инфракрасные лучи поглощаются в очень тонком слое твердых тел, вызывая его нагрев, и практически не поглощаются чистым воздухом. Излучатели (горелки) представляют собой керамическую плитку с большим числом каналов малого диаметра. Эта плитка закреплена в металлическом корпусе и ограждена металлической сеткой.

Пути облегчения пуска в зимних условиях

При работе горелки сгорание газа происходит в каналах, плитки. В результате поверхность ее разогревается и выделяет лучистую энергию, которая в нагреваемом объекте превращается в тепловую. Для тепловой подготовки автомобильных, двигателей используются серийно выпускаемые промышленностью газовые инфракрасные излучатели, технические характеристики которых приведены в табл. 25.

На базе этих излучателей разработаны автомобильные подогреватели «Малютка», состоящие из теплообменника… который последовательно включается в систему охлаждения, двигателя, инфракрасного излучателя и ветрозащитного- устройства.

Монтируется подогреватель «Малютка» под картером двигателя причем инфракрасный излучатель является съемным элементом и, как правило, составляет принадлежность установки, а не автомобиля. Теплообменник подогревателя -посредством соединительных шлангов -подключается к системе охлаждения двигателя в -самой нижней ее точке, между радиатором, и водяньгм насосом.

Беспламенный нагрев жидкости в теплообменнике -вызывает термосифонную циркуляцию в системе охлаждения. Этот метод может быть использован для межсменной и предпусковой тепловой подготовки газовых двигателей. В последнем случае система охлаждения заправляется антифризом, а подогреватель дооборудуется устройством для отключения радиатора, благодаря которому значительно уменьшается; количество тепла и время, необходимое на тепловую подготовку двигателей.

-В качестве топлива в подогревателях может быть использован природный газ (метан) и сжиженная пропанбутановая, смесь. Питание подогревателей газом выполняется от стационарной установки, состоящей из следующих основных узлов:, газового ввода, по которому подается газ из городского газопровода; газорегуляторного пункта, предназначенного для» поддержания необходимого давления газа в магистрали; общего трубопровода, разводящего газ под рабочим давлением по групповым отводам к газо-разборным постам; групповых газоразбориых стояков, оборудованных общим групповым отключающим краном и индивидуальными запорными кранами -со штуцерами для присоединения резинотканевых рукавов; металлических шкафов для хранения излучателей и стояков.

Схема стоянки автомобилей, оборудованной линиями, газового подогрева двигателей, приведена на рис. 72. Тепловая подготовка двигателей осуществляется следующим образом. В тепло обменник подогревателя вставляется зажженный излучатель на время межсменной стоянки автомобиля. Перед выездом автомобиля на линию излучатель выключается -путем

Пути облегчения пуска в зимних условиях

Рис. 72. Стоянка автомобилей, оборудованная линиями газового подогрева

двигателей:

—газопровод; 2— газорегуляторный пункт: 3 — вентиль; 4—(резинотканевый рукав для подвода газа к подогревателю автомобиля; 5 —шкаф с раздаточным стояком

отключения подачи газа, извлекается из теплообменника! и помещается в специальный шкаф на хранение.

Кроме стационарной установки для тепловой подготовки газовых двигателей инфракрасными излучателями может быть использована и передвижная установка ЛУЧ-8. Установка включает в себя выпускаемый промышленностью металлический шкаф с Восемью баллонами общей вместимостью 400 л, устанавливаемый на салазках с рамным креплением. Масса сжиженного газа в установке 169,6 кг, давление паровой фазы— до 16 кпс/см2. Регулятор давления — РД-32М, рабочее давление — 350 мм вод. ст., число одновременно обслуживаемых автомобилей — 8, габариты установки — 2600x1400x2300 м(м, масса — 680 иг.

Испытание газобаллонных автомобилей в режиме меж- еменной тепловой подготовки инфракрасными излучателями

позволили выявить характер изменения температуры в различных точках двигателя ЗИЛ-138 в зависимости от температуры окружающего воздуха. Результаты испытаний представлены на рис. 73. Из этих графиков видно1, что при межсмевной тепловой подготовке газового двигателя инфракрасными излучателями температура головки блока двигателя (5 и 6) практически не меняется при изменении температуры окружающего воздуха в пределах от 0 до —15°С. При этом температура воды в радиаторе (1) ив зоне водяного насоса (3) понижается на 10— 15°С.

Наименее прогретыми элементами газового двигателя являются компрессор (7) и испаритель (8). Однако их температура при снижении температуры окружающего воздуха от О до —15°С снижается незначительно и составляет 3—7°С. Испытания показали, что достаточно высокая температура охлаждающей жидкости в головке блока обеспечивает надежность пуска газового двигателя при температуре окружающего воздуха минус 20—25°С.

Тепловая подготовка газовых двигателей горячим воздухом (воздухоподогрев) не требует каких-либо конструктивных изменений на автомобиле и безопасна в эксплуатации. Вследствие этого данный способ безгаражного хранения газобаллонных автомобилей в зимнее время получил довольно широкое распространение в Глаамоюавтотранюе.

Пути облегчения пуска в зимних условиях

Рис. 73. Изменение температуры в различных точках (1—Ярнаружной поверхности двигателя ЗИЛ-138 в зависимости от температуры окружающего воздуха /в при межсменном подогреве инфракрасными излучателями:

1—верхний бачок радиатора; 2 — вода в системе охлаждения; 3—водяной насос; 4— термостат; 5 — головка блока слева; 6 — головка блока справа; 7 — компрессор; 8 —

ясиаритель

Рассматриваемые установки тепловой подготовки могут быть выполнены в наземном, подземном, комбинированном вариантах, с лобовой или нижней подачей воздуха к двигателю. Опыт проектирования и монтажа установок показывает, что подземный вариант требует больших капитальных затрат, а наземный — не всегда позволяет рационально использовать площадь стоянок. Для временных стоянок, а также для стоянок, устроенных вдоль заборов, рекомендуются наземные установки. Выбор варианта изготовления установок диктуется конкретными условиями и возможностями автотранспортного предприятия.

Независимо от варианта конструктивного оформления каждая установка имеет три основных узла: устройство для подогрева и подачи воздуха, представляющее собой калориферный агрегат :(узел подогрева и подачи воздуха); воздуховод с соединительными патрубками (узел распределения и подачи воздуха); систему управления, контроля и сигнализации.

Входящие в состав узла подогрева воздуха калориферы могут работать на воде я паре, которые подаются от теплоцентрали или местной котельной. Наиболее часто в установках используются огневые калориферы, работающие на жидком топливе. На многих открытых стоянках автомобилей используется тепло от теплогенераторов ПСВ-1, ВПТ-400, ТВ-3, МП-300. Подвод горячего воздуха от калориферного агрегата к автомашин) осуществляется при помощи воздуховода, представляющего собой либо бетонный (кирпичный) подземный или наземный канал, либо металлический или1 асбестоцементный трубопровод. Для обеспечения надежной работы установки предусмотрена система управления, контроля и сигнализации. Контроль осуществляется с помощью электро-контактных термометров, которые в случае чрезмерного повышения или снижения температуры подогрева включают звуковую или свето ву ю с или ал и за ци ю.

Эксплуатация установок воздухоподопрева показывает, что данный способ тепловой подготовки двигателей в предпусковой период имеет существенные недостатки: низок КПД установки, вследствие чего расходуется большое количество тепла (до 10 Мкал/ч на один двигатель); большие капитальные затраты; недостаточная эффективность использования установки в случае неодновременного выхода на линию автомобилей; необходимость слива воды из системы охлаждения при постановке газобаллонного автомобиля на межсменную стоянку, что приводит к интенсивному образованию накипи и повышенному расходу топлива двигателем.

Пути облегчения пуска в зимних условиях

Рис. 74. Схема стационарной установки для тепловой подготовки двигателей горячей водой с принудительной циркуляцией

Тепловая подготовка принудительной циркуляцией горячей воды в системе охлаждения (вюдоподогрев) является одним из наиболее эффективных способов обеспечения надежного1
пуска газового двигателя в зимнее1 время. Указанный метод тепловой подготовки характеризуется относительной простотой конструкции установки и ее эксплуатации. Кроме того, этот метод обеспечивает безвредность теплоносителя и исключает необходимость выполнения трудоемкой операции по сливу воды при постановке автомобиля на межсменную стоянку.

Схема стационарной установки для тепловой подготовки двигателей принудительной циркуляцией горячей воды в системе охлаждения дана на рис. 74.

Установка состоит из следующих узлов: водонагревателя 4, насоса 2, противонакипного магнитного устройства 3, резервуара 1 для сбора воды с питательной линией от городского водопровода, распределительного водопровода горячей воды 14 с кранами 15, обратного трубопровода 16.

Для обеспечения принудительной цирКуляции горячей воды через систему охлаждения двигателя вода из резервуара 1 нагнетается центробежным .насосом 2 в напорную линию 14 системы водонагрева через водонагреватель 4, в котором происходит нагрев воды до необходимой температуры.

Рассматриваемая установка осуществляет очистку воды при ее циркуляции, а также противонакинную обработку специальным устройством 3 (ПМУ-1). Кроме того, в установке предусмотрено дополнительно противонакияное магнитное устройство 18 (ПМУ-2). Это устройство рассчитано на пропуск через себя 10—25% воды, проходящей по распределительному водопроводу 14, и включает также краны 7, 9, 11 и, водомер 10. .Наладка устройства заключается в следующем.

Кран 7 и задвижка 12 перекрываются, и вода пропускается через водомер 10, при этом определяется общее количество» воды, проходящей через установку. Затем кран 9 перекрывается, а с помощью крана и водомера 10 регулируется количество воды в объеме 10—25% проходящей через ПМУ-2. После этого кран 7 пломбируется. Для контроля за работой линии подогрева в схеме предусмотрены два термометра: 5 —на линии горячей воды и 13 — на обратной линии, а также манометр 6. Водопроводная .вода для подпитки резервуара 1 подводится через ПМУ-1 снизу.

Прочность трубок радиатора автомобиля не допускает повышение давления в нем более чем на 0,4 кпс/см2. Давление же в распределительном трубопроводе выше. Для снижения этого давления на входе в радиатор устанавливаются жиклеры (калиброванные шайбы). Проходное сечение этих шайб подобрано так, что по всей линии подогрева обеспечивается одинаковая циркуляция горячей воды.

Для подключения газового двигателя ЗИЛ-138 к установке водоподогрева используются специальные узлы подвода., тепла. Прибывший с линии газобаллонный автомобиль устанавливается па закрепленное за ним место на установке подогрева двигателей. Штуцеры подвода тепла к двигателю освобождаются от .резиновых пробок, предохраняющих систему охлаждения от загрязнения и соединяются шлангами с кранами напорной и сливной линий установки подогрева. Затем краны на двигателе и краны на установке открываются, и двигатель оказывается подсоединенным к установке. Крепление узлов подвода тепла, на двигателе осуществляется с помощью кронштейнов, устанавливаемых на раме автомобиля.

Эффективность работы установки подтверждается данными испытаний, которые свидетельствуют о том, что при температуре окружающего, воздуха ниже —20°С после 12-часовой межсмеиной стоянки температура воды в системе охлаждения двигателей составляет 50—53°С, что позволяет обеспечивать их надежный пуск.

Практика использования данного метода для облегчения пуска, двигателей в зимнее время указывает на то, что его реализация может быть осуществлена на любом автотрасс- пор тном п р едпр пяти и.

Опыт эксплуатации установок для водоподогрева свидетельствует о том, что повышение эффективности их использования может быть достигнуто путем совершенствования автоматики регулирования температуры воды в системе в зависимости от температуры окружающего воздуха и количества. автомобилей на стоянке подогрева.

Все рассмотренные способы тепловой подготовки двигателей газобаллонных автомобилей в зимнее время предусматривают предпусковой разогрев и межсменный подогрев.

Предпусковой разогрев предполагает естественнее остывание автомобиля после работы :на линии до температуры окружающего воздуха и доведение температуры двигателя до требуемого уровня перед началом рабочей смены, а межюмен- -ный подогрев — поддержание теплового режима двигателя на определенном уровне в течение всего времени межсменного содержания газобаллонного автомобиля на открытой стоянке. Опыт эксплуатации установок показывает, что межсменный подогрев двигателей имеет следующие основные преимущества перед предпусковым разогревом:

обеспечивается постоянная тепловая готовность автомобиля к выезду на линию в течение всего межсмеийосо периода;

исключается трудоемкий процесс слива и залива охлаждающей воды;

обеспечивается равномерное распределение тепла по всему двигателю;

экономится до 1,5 ч рабочего времени водителя;

резко снижается интенсивность накипеобразоваиия в системе охлаждения двигателя при температуре окружающего воздуха минус 20—1б°С.

Выбор способа тепловой подготовки двигателей газобаллонных автомобилей зимой для каждой из открытых стоянок требует дифференцированного подхода, только в таком случае возможно улучшение технического состояния подвижного состава, повышение показателей работы и снижение себестоимости перевозок. При этом, как показала практика ряда автотранспортных предприятий, выбор тепловой подготовки по конъюнктурным соображениям, без научно обоснованного подхода к решению данной задачи, ведет к значительному увеличению затрат на безгаражное содержание автомобилей.

При этом определяющими факторами являются технические возможности различных способов и средств тепловой подготовки, а решающее значение имеет экономический анализ, на основании которого и выявляются целесообразные для каждой конкретной стоянки методы облегчения пуска автомобилей в холодное время года.

Выбор рационального способа тепловой подготовки газобаллонных автомобилей требует поэтапного решения следующих задач:

выявление технической характеристики открытой стоянки газобаллонных автомобилей. В характеристике указывается вид перевозимого груза, режим эксплуатации автомобилей (время основного выпуска на линию, время в наряде), мощность стоянки (общая площадь, число автомобиле-мест), энергетические возможности (теплообеспечение, энергообеспечение) ;

выбор технически пригодных для рассматриваемой стоянки средств тепловой подготовки двигателей;

экономический анализ выбранных средств тепловой подготовки двигателей;

анализ полученных данных и выбор рационального способа тепловой подготовки двигателей.

При выборе рационального способа подогрева двигателей при хранении автомобилей на вновь создаваемых открытых стоянках автотранспортных предприятий основой являются технические возможности и эффективность рассматриваемых вариантов.

Технические характеристики стационарных линий тепловой подготовки даны в табл. 26.

Для выбора экономически наиболее выгодного:    варианта

тепловой подготовки газобаллонных автомобилей используется

Таблица 26

Стационарные линии тепловой подготовки двигателей

Показатели

горячей водой

гор я чаш воздухом

и и ф р а кр ДСП ым и излучателями

Потребление энергии при тепловой подготовке газового двигателя ЗИЛ- 138, Гкал/год

3,82

16,78

3,68

Состояние систем охлаждения при тепловой подготовке

Заполненная

Порожняя

Заполненная

Температура воздуха, при которой обеспечивается падежный пуск двигателя, °С

—20

—15

—25

Преимущества спо-

Простота конст-

Комплексность теп-

Высокая эффектов-

соба тепловой под-

р укции у ст а ноб ки; безопасность и безвредность теплоносителя; для обслуживания установки не требуется специальной подготовки персонала.

ловой подготовки;

ность установки;

ГОТОВКИ

безопасность; не требует специального дооборудования автомобиля

надежный пуск при наиболее низких температурах окружающего воздуха

Недостатки

Жесткие требования к состоянию соединительных патрубков

Неэкономичг зования уста чае неодновр хода на ли билей

Низкий КПД установки и большие капиталовложения

ость исполь- новки в слу- еменного вы- нию автомо-

Повышенные требования к технике безопасности при эксплуатации установки;

необходимость иметь специально подготовленный персонал для обслуживания установки

целевая функция 2 С, отражающая минимум суммы удельных годовых затрат на создание установки облегчения пуска двигателей и ее эксплуатацию, т. е.

Пути облегчения пуска в зимних условиях

где Сэ
— удельные эксплуатационные затраты на пуск двигателя, руб/год; Е — нормативный коэффициент эффективности; К — капиталовложения, необходимые для оборудования 1 авт.-места средствами облегчения пуска двигателя, руб.

Как видно из уравнения, удельные капиталовложения на оборудование 1 авт.-места средствами облегчения пуска газового двигателя зимой зависят от выбранного способа тепловой подготовки и прежде всего от характеристики открытой стоянки (энергообешеявнпости, мощности и т. д.). Уровень эксплуатационных затрат на пуск двигателя также не остается постоянным для различных способов тепловой подготовки двигателя, а- зависит от степени совершенства каждого из них.

При этом к эксплуатационным затратам относятся;

затраты, связанные с расходом теплоносителя и электроэнергии;

затраты на; ТО и ТР одного автомобиле-места;

амортизационные отчисления «а капитальный ремонт и восстановление средств облегчения пуска двигателя;

затраты, связанные с уборкой льда в зимнее время.

Значительную долю эксплуатационных затрат занимают потери, которые могут быть характерны для одних способов тепловой подготовки и отсутствовать или иметь минимальные значения для других.

Общие потери Сп могут быть выражены уравнением

Пути облегчения пуска в зимних условиях

где Сп.пр — потери от простоев автомобиля при пуске двигателя; Сп и — потерн от снижения коэффициента использования парка за счет целодневных простоев; Сп.т — потери от травматизма; Сп.п — потери от поломок и повреждений, связанных с разогревом; Сп.н — потери, связанные с образованием накипи; Сц.Пч — прочие потери.

Все потери определяются по фактическим данным авто- тр амспортных предир иятий.

Проведенные Н ИИГ л авмосав тотр ансо м исследования на основе о-пыта внедрения различных способов тепловой подготовки двигателей газобаллонных автомобилей выявили наиболее рациональные из них для условий Москвы. Результаты этих исследований .приведены в табл. 27.

Они свидеггельствуют, что наиболее рациональными для тепловой подготовки двигателей газобаллонных автомобилей являются установки подогрева, инфракрасными излучателями и подогрев горячей водой с принудительной циркуляцией в системах охлаждения, позволяющие осуществлять надежный

Способы тепловой подготовки

Г од о вы е эксплуатационные затраты на 1 авт.- место, руб.

Приведенные капиталовложения на 1 авт.-ме-

СТО, руб.

Суммарные приведенные затраты на 1 а вт.-место, руб.

Г од овой экономический эффект на 1 авт.-ме* сто, руб.

Предпусковой разогрев (пролив) системы охлаждения горячей водой

192,76

10,5

202,26

Подогрев газовыми инфракрасными излучателями

31,86

27,0:

58,86

143,40-

Предпусковой разогрев газовыми инфракрасными излучателями

30,60

27,0

58,60

144,66

Воздухоподогрев

90:,74

43,5

134,24

68,02

Предпусковой воздухоразогрев

138,70

43,5

182,20

20,06

Подогрев горячей водой с принудительной циркуляцией

42,42

34,5

76,92

125,34

Предпусковой разогрев горячей водой с принудительной циркуляцией

52,10

31,5

83,60

118,60

пуск газовых двигателей при температуре окружающего воздуха ниже .минус 20°С.

Однако следует отметить, что при небольших размерах открытой стоянки и отсутствии необходимого ее энергообеспечения проектирование и внедрение этих стационарных установок тепловой подготовки вызывает определенные трудности. Данные обстоятельства создают предпосылки к разработке новых методов безгаражного хранения газобаллонных автомобилей, не требующих дополнительных площадей для размещения на открытых стоянках энергетических средств подогрева.

Один ив таких методов заключается в обеспечении тепловой подготовки газового двигателя с помощью инфракрасных излучателей, питающихся газом из баллона автомобиля. Реализация этого метода, тепловой подготовки предполагает поэтапное решение следующих задач:

выявление испарительной способности газового баллона на безмоторной установке;

разработка схемы автономного подогрева;, проведение опытной эксплуатации автомобилей, оборудо- в а ни ых автономными подопр ев а те л я м и.

В соответствии с этими задачами были проведены испытания по определению испарительной способности: баллона, из. которого отбиралась паровая фаза газового топлива для питания инфракрасного излучателя. В ходе проведения исследования особое внимание обращалось на то-, чтобы количество отбираемого газа для работы подогревателя не нарушало- условий нормальной работы двигателя, которые определяются- давлением насыщенных паров в баллоне,, составляющим не менее 0,7 кгс/см2.

Поскольку на давление насыщенных ларов кроме состава газа и температуры окружающей среды влияет количество жидкого и парообразного газа в баллоне, то опыты были проведены при максимальном и минимальном содержании газа в баллоне, с которым автомобиль может находиться на территории АТП.

Результаты испытаний, испарительной способности газового баллона приведены в табл. 28.

Следует отметить, что расход газа при испытаниях соответствовал расходу газа, потребляемого инфракрасным излучателем.

Как свидетельствуют данные, представленные в табл. 28, испарительная способность газового автомобильного баллона позволяет использовать паровую фазу газа при температуре —20°С и выше.

Для реализации метода автономного подогрева на автомобиле разработано несколько вариантов схем подключения инфракрасного излучателя к питанию от газового баллона. Один из вариантов подключения изображен на рис. 75. Подогреватель «Малютка» 1 соединяется с газовым баллоном посредством шланга 2 и трубки 6, подведенной к крестовине 4, которая сообщается с паровым вентилем 5 газового баллона. Для снижения давления газа, подходящего от баллона к инфракрасному излучателю до рабочего давления, в схеме предусмотрен редуктор «Балтика» 3. Питание излучателя осуществляется при закрытых магистральном и расходном

Таблица 28

Параметры

Результаты испытаний баллона при температуре окружающего воздуха, *С

—8,5 —7,5

—14.0-г- 5,5

—21.0-И 6,0

Время испытаний, ч

4

7

4

Количество жидкого газа в баллоне, кг (%)

170(85,0)

43(21,5)

170(85,0)

Эбъем паровой подушкл, л %)

19,0(10)

142,5(75)

19,0(10)

Расход газа, м3/ч Давление газа в баллоне, кгс/см2:

0,085

0,085

0,085

в начале испытаний

4,0

2,5

2,0

в конце

3,5

2,0

4,0

минимальное допустимое

0,7

0,7

0,7

Состав газа, %

Метан, этан,

Этан, этилен

Этан, этилен (0,8); пропан,

этилен (1,4);

(0,8); пропан,

пропан, пропи-

пропилен

пропилен

лен (95,8); бу-

(78,3); бутан,

(78,3); бутан,

ган, бутилен (2,8)

бутилен (20,9)

бутилен (20,9)

Пути облегчения пуска в зимних условиях

Рис. 75. Схема тепловой подготовки газового двигателя ЗИЛ-138 инфракрасным излучателем при питании его от газового баллона автомобиля (автономный подогреватель)

вентилях жидкостной фазы газа. Паровой вентиль баллона при этом находится в открытом СОСТОЯНИИ.

Эксплуатационные испытания автомобиля, оборудованного автономным подогревателем, показали, что разработанная конструкция позволяет в режиме межсменного подогрева, поддерживать тепловое состояние двигателя (температура блока. 20°С, охлаждающей жидкости 40°С), обеспечивающее надежный его, запуск при температуре окружающего воздуха.—20°С.

При этом в ходе исследования выявлено, что безопасность работы автономного подогревателя во многом определяется надежностью системы питания газобаллонного автомобиля,, требующей регулярной проверки герметичности, ее газовой магистрали и арматуры баллона.

Следует также отметить, что принцип использования паровой фазы газа- для облегчения запуска двигателей газобаллонных автомобилей ЗИЛ-138 использован и в опытной пусковой системе, разработанной ЗИЛом и испытанной совместно с НИИГлавмосавтотраисом. Конструкцией этой системы предусматривается подача газа из баллона непосредственно в 1-ю ступень редуктора! в момент запуска двигателя.

Как показали проведенные в реальных условиях эксплуатации испытания, применение в гаэоемеснтельной аппаратуре специального узла—пусковой топливной системы — значительно сокращает время, затрачиваемое на пуск двигателя, и, следовательно, уменьшает время подготовки двигателя к принятию нагрузки. Эффективность установки на автомобилях такой системы подтверждается представленными на рис. 76 графиками.

Таким образом, проведенные исследования по безгаражному хранению .газобаллонных автомобилей позволили наметить реальные пути облегчения их запуска в холодное время года, сводящиеся, прежде всего, к следующему:

использованию стационарных средств тепловой подготовки газовых двигателей, основанных на принудительной циркуляций горячей воды в системе охлаждения и на. использовании инфракрасных излучателей;

оборудованию автономного подогревателя; внедрению усовершенствованной пусковой системы.

Пути облегчения пуска в зимних условиях

Одним из мероприятий по обеспечению надежности работы и пуска газового двигателя в условиях низких температур окружающего воздуха является тщательная подготовка газобаллонного автомобиля к зимней эксплуатации. Для этого выполняется целый комплекс смазочных, очистительных, контрольно-диагностических, крепежных, регулировочных работ как на автомобиле, так и средствах его безгаражного хранения.

Рис. 76. Затраты времени Т на тепловую подготовку двигателей ЗИЛ-138 в зависимости от температуры I окружающей среды:

/ — серийные автомобиля; 2 — автомобили с опытной пусковой системой (система охлаждения заправлена водой); 3 — автомобили с опытной пусковой системой (система охлаждения заправлена низкозамерзающей охлаждающей жидкостью)

Подготовка отдельных систем и агрегатов газобаллонного автомобиля к зимней эксплуатации в основном аналогична работам, проводимым на бензиновых автомобилях. Специфичными являются работы, проводимые по системе питания.

По автомобилям, работающим как на сжиженном, так и на сжатом газах, при подготовке к зимней эксплуатации:: опускается из баллонов газ (для обеспечения возможности проверки состояния его арматуры);

с двигателя демонтируется смеситель (,карбюратор-смеситель), переходник смесителя, редуктор и фильтрующий элемент -магистрального газового фильтра для
разборки, «чистки, регулировки, и при необходимости замени? негодных деталей;

проверяется на специальном стенде техническое состояние снятого с автомобиля магистрального вентиля или электромагнитных запорных клапанов. Особое внимание при этом уделяется проверке наружной негерметпчности;

производится контроль технического состояния деталей вентилей наполнительного, расходных и максимального наполнения (при снятых крышках, без вывертывания корпусов из газового баллона);

продуваются сжатым воздухом газопроводы, системы питания;

проверяется работа ограничителя максимальной частоты вращения коленчатого вала двигателя, а также давление срабатывания предохранительного клапана газового баллона (не реже одного раза в 6 мес).

Объем работ по резервной системе сводится к:

снятию карбюратора и бензонасоса, их разборке, очистке и проверке на соответствующих приборах;

контролю исправности привода управления карбюратором;

контроля работы топливного насоса без. снятия с двигателя;

проверке состояния и крепления бензинового бака.

При подготовке к зимней эксплуатации сливается отстой и промывается бензобак автомобиля, а трубопроводы резервной системы .питания продуваются сжатым воздухом.

При подготовке средств безгаражного хранения (при тепловой подготовке двигателей горячей водой) проверяют исправность оборудования установки, уделяя особое внимание исправности подкачивающего насоса и контрольно-измерительных приборов, от которых в первую очередь зависит эффективная работа линии подогрева. Кроме того,, проверяют исправность трубопроводов и их соединений, раздаточных вентилей, водоподводящих шлангов, арматуры, установленной на двигателе.

При использовании газовых горелок инфракрасного излучения для тепловой подготовки газовых двигателей проверяют исправность самих, горедок, устройств для зажигания газа,, исправность запорных устройств и герметичность соединений. —           -

При подготовке установки для подогрева двигателей горячим воздухом проверяют состояние источников тепла (паровых или водогрейных котлов, пламенных воздушных нагревателей, ит. п.), трубопроводов, калориферов, воздуховодов и их теплоизоляции, патрубков, соединяющих воздуховоды с подкапотным, пространством автомобиля, и приборов системы сигнализации.

Ваш отзыв