Состояние турбокомпрессора определяют: по выбегу ротора (продолжительности вращения рото­ра после остановки двигателя); по давлению наддува;

по давлению масла, поступающего к подшипникам тур («компрессора.

По выбегу ротора работу турбокомпрессора проверяют п такой последовательности. Пускают двигатель и после —5 мин работы его на холостом ходу при минимальной устойчивой частоте вращения коленчатого вала устанавли­вают максимальную частоту вращения. Затем резко оста­навливают двигатель (полным выключением подачи топ­лива), включают секундомер и прослушивают шум вращающегося ротора с помощью автостетоскопа ТУ17М0.082.017. В момент полного затихания шума рото­ра секундомер выключают. У исправного турбокомпрес­сора после остановки двигателя ротор должен вращаться не менее 20 с, при этом он издает постепенно затухающий звук высокого тона (свист). Меньшее время вращения ро­тора свидетельствует об отложениях нагара в проточной части турбины, износе подшипников или задевании рото­ра за корпус турбокомпрессора. В этом случае проводят полную проверку состояния турбокомпрессора.

С помощью приспособления КИ-4940 определяют дав­ление наддува и давление масла, поступающего к под­шипникам турбокомпрессора. Для этого осуществляют подготовительные работы. Промывают фильтр турбоком­прессора (у тракторов Т-150, Т-150К) или заменяют фильт­рующие элементы (у тракторов К-700, К-701). Подключа­ют три манометра приспособления с пределами измерений 0—1, 0—01, 0—0,6 МПа к двигателю: первый —к главной магистрали смазочной системы (на центробежном масло- очистителе) ; второй — к полости левого впускного коллек­тора (К-700, К-701), вывернув пробку, или к нагнетатель­ному трубопроводу (Т-150, Т-150К); третий — к специаль­ному штуцеру, расположенному на среднем корпусе турбо­компрессора.

Пускают двигатель и прогревают его до температуры масла 80—90 °С. Устанавливают номинальную частоту вра­щения коленчатого вала (по тахоспидометру) и записыва­ют показания всех трех манометров.

Разница между давлением масла в магистрали двига­теля и корпусе подшипников турбокомпрессора (показа­ния 1-го и 3-го манометров) не должна превышать 0,09 МПа. Если перепад давления больше допустимого значения, то это указывает на предельный износ подшип­ников турбокомпрессора и необходимость его ремонта.

У исправного турбокомпрессора давление наддува должно быть не менее 0,035 МПа (показания 2-го мано­метра). Меньшее давление наддува свидетельствует о снижении частоты вращения ротора турбокомпрессора и указывает на необходимость частичной разборки компрес­сора для выяснения причин неисправности, вида и объема ремонта.

Признаки предельного состояния турбокомпрессора, при котором он требует капитального ремонта, следующие:

повреждения корпуса турбины или корпуса подшипни­ков, требующие их ремонта с демонтажем и полной раз­боркой;

трещины на лопатках колес компрессора и турбины;

предельное увеличение осевого перемещения ротора в корпусе подшипников (более 0,3 мм) или радиального за­зора в подшипниках (более 0,22 мм).

При наличии хотя бы одного из указанных признаков турбокомпрессор отправляют на специализированное ре­монтное предприятие.

Если детали турбокомпрессора не достигли предельно­го состояния, то возможная причина снижения давления наддува (уменьшения частоты вращения ротора) — загряз­нение проточной части турбины. Для устранения этой не­исправности детали турбокомпрессора очищают от нагара и промывают в дизельном топливе.

Перед очисткой размягчают нагар на деталях, смазы­вая и разрыхляя его щелочным раствором (на 1 л воды 1г кальцинированной соды, жидкого стекла и 1 г хром­пика).

Детали выдерживают в нагретом до 80—90 °С растворе и течение 40—60 мин, после чего счищают нагар деревян­ными или латунными скребками. Для размягчения нагара можно использовать синтетические моющие средства «Лабомид-101», «Лабомид-203», «Темп-100» в концентрации 15 г/л воды.

После очистки и промывки деталей собирают компрес­сор и заливают в масляный канал корпуса подшипников 30—50 г чистого моторного масла. Нажимая пальцами по торцам вала ротора поочередно с обеих сторон, повора­чивают ротор для проверки плавности его вращения и от­сутствия заедания. Ротор турбокомпрессора должен вра­щаться свободно, задевание за неподвижные детали не допускается.

Ваш отзыв