Автомобильные газонаполнительные станции сжиженного газа (АГНС). Эти станции производят заправку автомобилей, учет отпущенного газа, хранение запаса газа и слив газа из баллона автомобиля. Кроме того, АГНС осуществляют надзор за техническим состоянием автомобильных газовых баллонов.

Схема газовых коммуникаций стационарной АГНС приведена на рис. 42. Сжиженный газ содержится в подземных, резервуарах 4, из которых через фильтры 6 поступает к, центробежным насосам 5 и далее к раздаточным колонкам 3. Для уменьшения высоты всасывания центробежных насосов в- схеме предусмотрен компрессор 1, создающий в резервуарах избыточное давление на 1—2 нгс/см2 выше .паров перекачиваемого газа. При помощи компрессора сливаются остатки: газа в резервуары стационарной АГНС из автомобильного- баллона, в котором также создается избыточное давление на 1—2 кпс/см2. Для очистки газа от масла, которое может попасть из компрессора, имеется маслоотделитель 2. Вместо* компрессора на станции может быть применен испаритель газа..

Станции заправки газобаллонных автомобилей

Большинство построенных стационарных АГНС выполнены по типовому проекту, разработанному институтом Мосгаз НИИ проект (рис. 43). Эти станции имеют подземные резервуары общей вместимостью 100 м3 и технологическое оборудование, обеспечивающее прием, хранение, перекачку и учет сжиженного газа. Перемещение газа производится вихревыми насосами С-б/МО производительностью б ,м3/ч. Насос работает с высотой всасывания 4 м при давлении паров в резервуаре, откуда ведется перекачка, не менее 7 «гсДм2.

Для перемещения паров сжиженного газа и создания в резервуаре избыточного давления применяется компрессор АВ-15. Номинальное давление компрессора Г2 киУсм2. Как показала практика, компрессор включается периодически и за

Станции заправки газобаллонных автомобилей

Рис. 43. Заправка газобаллонных автомобилей на стационарной АГНС

8 ч работы станции его работа в общей сложности составляет не более 2 ч. Для наполнения автомобильных газовых баллонов сжиженным газом на станции имеется 4 раздаточные колонки. Каждая снабжена шлангами с присоединительными устройствами и счетчиками расхода газа первого класса точности УИЖГ-20 с ценой деления шкалы 0,1 л.

Передвижные газонаполнительные станции ЦППЗ-12-885 (см. рис. 41,6) разработаны на базе стационарных станций и представляют собой автоцистерну безрамной конструкций транспортируемую седельным тягачом ЗИЛ-1 ЗОВ 1. Полезная. вместимость цистерны 10,2 м3, что обеспечивает возможность, проведения 200 заправок в сутки.

В верхней части цистерны установлены два предохранительных клапана. В центре заднего днища расположен люк. для внутреннего осмотра. В крышке люка установлены;

Станции заправки газобаллонных автомобилей

контрольно — измерительные- приборы. В задней части автоцистерны на подрамнике смонтировано технологическое оборудование, позволяющее заправлять цистерну сжиженным газом, сливать газ на АГНС и заправлять автомобильные газовые баллоны. Перемещение сжиженного газа производится- при помощи центробежного насоса С-5/140 с электроприводом и двух электрических испарителей сжиженного газа. Раздача газа в автомобильные баллоны производится через счетчик УИЖГ-20. Резервуар и другие элементы цистерны закрыты кожухом, предохраняющим их от нагревания солнечными лучами. Поверхность кожуха и цистерны окрашивается в светло-серый цвет, а вдоль цистерны наносится кривая полоса и надписи «Пропан», «Огнеопасно».

Внедрение ЦППЗ-12-885- позволяет не только создать широкую сеть АГНС без значительных капитальных вложений, но и получить при их эксплуатации экономический, эффект.

Заправка автомобилей сжиженным газом. Основные технологические приемы и продолжительность заправки автомобилей сжиженным газом аналогичны заправке бензиновых и дизельных автомобилей жидким топливом. Особенностями заправки автомобиля газом являются лишь следующие условия:

обязательная герметичность соединения заправочного шланга и вентиля баллона;

контроль максимального наполнения баллона газом при помощи вентиля максимального заполнения. При частичном заполнении баллона газ через этот вентиль выходит в атмосферу в парообразном состоянии. Появление белого облака газа свидетельствует о заполнении баллона до максимального уровня и необходимости прекращения заправки;

строго горизонтальная установка газобаллонного автомобиля при заправке. В противном случае возможно чрезмерное или недостаточное наполнение баллона сжиженным газом (рис. 44).

Следует также отметить, что присоединение заправочного шланга, управление заправочными вентилями и определение момента окончания заправки входит в обязанности заправщика АГНС.

Автомобильные газонаполнительные компрессорные станции {АГНКС) для сжатого газа. Кроме обычных функций топливозаправочных станций (учет, раздача и хранение топлива) производят компремирование газа до давления 300—350 кгсАм2. Для этих целей АГНКС оборудуются компрессорными установками, производительность и количество которых определяется планируемым парком газобаллонных автомобилей и условиями их эксплуатации.

Газ -под высоким давлением хранится в реосиверад. Последние позволяют дополнительно охладить газ после его комлремирования, выделить и удалить влагу и обеспечить быстрое наполнение газом автомобильных баллонов.

АГНКС могут быть стационарного1 и передвижного типа. В нашей стране наибольшее распространение получили станции стационарного типа.

Стационарные АГНКС в целях создания безопасной их эксплуатации и оздоровления воздушного бассейна города размещают на автомобильных магистралях за городской чертой.

Оборудование станции , размещается в производственно- технологическом корпусе, а для заправки, автомобилей предусматривается навес с проездными боксами.

Вот техническая характеристика станции, разработанной Юж НИИ гипрогазом:

Производительность, заправок в   сутки   …         500

Давление, кгс/см2:

на входе……………………………….. 6—12

на выходе…………………………………….. 200

Мощность компрессоров, кВт……… 80О

Число компрессоров………………………….. 4+1 резерв

ный

Число заправочных колонок ……………..  8

Объем аккумуляторов газа, м3
.              .   .           : . .       18 (2 акку

мулятора)

Площадь территории станции, га…. 0,67

Число прикрепленных газобаллонных      автомобилей  1122

Для снижения холостых пробегов автомобилей на заправку применяются блочно-комплектные АГНКС, которые  размещаются поблизости от места базирования автомобилей.

Блочно-комплектные станции можно сооружать из отдельных, компрессорных установок, которые комплектно размещены в контейнерах. Такие станции из автономных блоков не требуют значительных капиталовложений на фундаменты и сооружения и могут быть выполнены на различную производительностью от 50 до 500 заправок в сутки.

Гаражные АГНКС состоят из блочной компрессорной установки и газораздаточных постов. Такие, станции, как правило, не имеют больших аккумуляторов газа и предназначены для медленного («ночного») способа заправки автомобилей.

Заправка автомобилей сжатым газом. Перед заправкой, выключается двигатель автомобиля; заправочный шланг (или металлическая трубка) герметично при помощи резьбового, соединения подключается к наполнительному вентилю автомобиля. Затем открывается этот вентиль, проверяется герметичность присоединения и замеряется остаточное давление газа В баллонах. Если оно меньше 5,0 кгс/см2, то необходимо продуть баллоны. Для этого в них подается сжатый газ до давления- 10—45 кгс/см2, а затем он выпускается в атмосферу. Продувка повторяется 2-3 раза.

Существуют два способа заправки автомобилей сжатым газом: медленный и быстрый. Выбор способа зависит от режима эксплуатации и условий хранения газобаллонных автомобилей. Медленный или «ночной» способ рассчитан на заправку автомобилей в течение 8—12 ч. В этом случае АГНКС небольшой мощности находится в непосредственной близости от стоянки автомобилей. Заправочные шланги подведены к местам хранения автомобилей и заправка баллонов газом производится, минуя рессиверы, непосредственно от компрессора. При медленном способе отсутствуют холостые пробеги автомобилей на заправку и увеличивается наполнение баллонов газом на 10—20% по сравнению с быстрым способом, так как не происходит дополнительного нагревания газа от резкого перехода давления при наполнении баллонов.

При быстром способе заправка производится на АГНКС из рессиверов в течение 8—12 мин. Рессиверы соединены между собой в две-три секции. Это позволяет одновременно посекционно заправлять автомобильные баллоны и заполнять газом из компрессора рессиверы. Заправку баллонов начинают от секции с меньшим давлением, а затем переключают на другую секцию и дозаправляют баллоны до 200 кгссм2.

Количество заправленного сжатого газа определяется в объемных единицах (м3) с помощью манометра высокого давления по разности его показаний до и после заправки. Учет количества отпущенного газа производится с поправкой на изменение температуры и коэффициента сжимаемости газа.

Эти поправки имеют значительные величины. Достаточно оказать, что при заправке давление газа в баллонах за счет его остывания в течение 1 —1,5 ч.снижается летом на 9—12, зимой на 19—20%. Коэффициент сжимаемости у метана, являющегося основной доставляющей сжатого газа, при давлениях от 0 до 200 кпДсм2 колеблется от 1,0 до 0,85. С учетом этих параметров количество заправленного таза (в м3)

где Р — давление газа в баллоне, кгс/см2; V — объем газа, л; п — число баллонов, шт.; с— суммарный коэффициент, учитывающий сжимаемость и температурные расширения газа. Значения коэффициента с в зависимости от температуры и давления метана приведены в табл. 11.

При известном остаточном давлении газа в баллонах формула для определения количества заправляемого (израсходованного) газа примет вид:

Станции заправки газобаллонных автомобилей

где Р1 и Рз — давление газа в баллонах соответственно до и после заправки, кгс/см2; с, и с2 — суммарные коэффициенты соответственно до и после

заправки.

По этой формуле можно определить и количество израсходованного паза.

Таблица 11

Давление

Коэффициент с

Давление

Коэффициент с

а б вал ют-

абсолют-

кгс/см2

—25 °С

о »С

+25 “С

+50 °С

ное,

кгс/см2

—25 °С

0 °С

+25 °С

+50 °С

1

0,9075

1,0022

1,0922

1,1845

60

0,7243

0,8654

0,9871

1,1050

10

0,8803

1,0001

1,0733

1,1844

80

0,6651

0,8248

0,9569

1,0832

20

0,8493

0,9558

1,0545

1.1568

100

0,6167

0,7887

0,9319

1,0642

30

0,8103

0,9303

1,0373

1,1412

150

0,5846

0,7420

0,9183

1,0380

40 .

0,7873

0,9099

1,0198

1,1295

200

0,6319 0,7580

0,8048

1,0400

50

0,7553

0,8833

1,0034

 250

0,7070 0,8180

0,9470

1,0780

На основании этих же формул, а также с учетом опытных данных по скорости наполнения баллонов, остыванию газа, температуре газа на выходе из заправочной колонки и другим параметрам на АГНКС разрабатываются таблицы вместимости автомобильных баллонов. Эти таблицы учитывают остаточное давление газа в баллонах, температуру окружающего воздуха и количество заправляемых баллонов.

Станции заправки газобаллонных автомобилей

В дорожных условиях для определения расхода газа можно рекомендовать упрощенный способ расчета по формуле

Станции заправки газобаллонных автомобилей

Причем, значение составляющей Уп? 1000 для каждой модели является величиной постоянной. Подставив число баллонов и их объем, получим:

Автомобили, работающие на сжиженном газе. Разработанная для автомобильного транспорта система нормирования жидкого топлива, позволяющая дифференцировать нормы в зависимости от факторов эксплуатации, применима и к газобаллонным автомобилям. При нормировании сжиженного газа необходимо учитывать ряд особенностей работы газобаллонной установки. К ним относятся технологические потери газа в процессе эксплуатации автомобиля, изменения энергетических возможностей (запаса) газового баллона в зависимости от температуры окружающей среды и специфика учета расхода сжиженного газа.

Технологические потери газа складываются из потерь при

Станции заправки газобаллонных автомобилей

выработке газа из системы питания и потерь при заправке автомобиля.

Рис. 45. Зависимость энергетического запаса газового баллона автомобиля ЗИЛ-138 от температуры

 При работе автомобиля на сжиженной пропан-бутановой смеси правилами техники безопасности и заводскими инструкциями при длительной стоянке (обеденный перерыв и. ночная стоянка) предусматривается   закрытие вентиля на газовом баллоне и выработка газа из системы питания. Для автомобилей ЗИЛ- 138 и ГАЗ-53-07 эта часть технологических потерь составляет 0,4 л/100 км.

Другую часть составляют технологические потери через вентиль максимального заполнения баллона при заправке автомобиля сжиженным газом. Эта часть потерь определяется на основании, испытаний и зависит от заполняемого объема баллона. Для автомобиля ЗИЛ-138 она составляет 0,52 лЛ00 км.

Изменение энергетических возможностей газового баллона автомобиля связано с высоким значением коэффициента объемного расширения сжиженного газа. На рис. 45 приведена зависимость энергетического запаса газового баллона автомобиля ЗИЛ-138 от температуры. Из рисунка, видно, что изменение температуры на 43° (от +20 до —23°С) ведет к увеличению энергетического запаса примерно на 10%, поэтому при нормировании сжиженного газа для газобаллонных автомобилей необходимо учитывать эту. особенность работы газовой установки и при замере расхода газа объемным способом счетчики должны иметь температурную коррекцию.

Учет расхода сжиженного газа у газобаллонных автомобилей представляет ряд сложностей, так как указатель сжиженного газа в баллоне является контрольным, а не измерительным прибором и погрешность в его показаниях может достигать 20%. Количество сжиженного газа в баллоне и, следовательно, расход газа автомобилем можно замерять двумя способами: весовым и объемным.

При первом способе требуется снятие баллона с автомобиля, что является трудоемкой операцией. Для эксплуатационных целей количество сжиженного газа в баллоне можно замерять объемным способом. При таком замере автомобильный баллон вначале должен быть полностью заправлен. При полной выработке газа из баллона измерителем служит полезный объем баллона (паспортные данные), и расход топлива определяется как отношение полезного объема баллона к пробегу автомобиля.

При частичной выработке газа из баллона измерить величину расхода можно по счетчику газонаполнительной станции во время дозаправки баллона.. Количество дозаправленного газа, отнесенное к пробегу, и представляет собой расход топлива автомобилем, выраженный в объемных единицах жидкого газа, т. е. в л/100 км.

В соответствии с нормативами, действующими в Глав- мооавтотрансе, линейные нормы расхода газа для грузовых газобаллонных автомобилей ЗИД и ГАЗ составляют (в л/100 км):

ГАЗ-52-07, ГАЗ-52-08, ГАЗ-52-09 ………………  31,0.

ГАЗ-53-07 ………………………………………………….  38,0

ЗИЛ-138 ……………………………………………………  44,0

ЗИЛ-138В1 (одиночный тягач)……………………. 42,5

ЗИЛ-138В1 (с полуприцепом ОдАЗ-885)……. 51,0

ЗИЛ-ММЗ-45023 ………………………………………..  53,0

Для автомобилей и автопоездов, работа которых учитывается в тонно-километрах, расход сжиженного газа, предусмотренный линейными нормами, на каждые 100 т-км увеличивается на 2,7 л. .

При работе автомобилей, оборудованных специализированными кузовами, норму расхода сжиженного газа на 100 км пробега увеличивают или уменьшают на каждую тонну превышения или снижения массы специализированного автомобиля против базового на 2,7 л.

При работе с применением прицепов расход сжиженного газа увеличивают на каждую тонну его собственной массы также на 2,7 л.

Для автомобилей-самосвалов расход сжиженного газа на каждую ездку с грузом, «роме расхода, предусмотренного линейными нормами, увеличивается на 0,35 л.

Корректирование расхода сжиженного газа для модификаций газобаллонных бортовых автомобилей, автомобилей со специализированными кузовами, автомобилей-тягачей производится по аналогии с базовыми бензиновыми автомобилями.

Изменение норм расхода сжиженного газа для газобаллонных автомобилей ,в зависимости от времени года, климатических, дорожных и скоростных условий, а также для автомобилей, работающих с частыми остановками, по часовому тарифу, с пониженными скоростями, после капитального ремонта и новых (на протяжении первых 1000 км пробега), автомобилей средств технологического транспорта, при погрузочно-разгрузочных работах, где по условиям противопожарной безопасности запрещается останавливать двигатель, осуществляется по тем же правилам, что и для автомобилей, работающих на жидком топливе.

Бензин А-76 применяется только в случаях полного израсходования запаса сжиженного газа, для следования до ближайшей газонаполнительной станции, для возвращения на АТП при выходе из строя основной (тазовой) системы питания, при невозможности пуска двигателя на газе при особо низких температурах окружающего воздуха, а также в случаях, предусмотренных технологическим процессом технического обслуживания и ремонта газобаллонных автомобилей на автотранспортном предприятии.

Для автомобилей ЗИЛ-138 (одиночный тягач), ЗИЛ-138В1 с полуприцепом ОдАЗ-885,                                                       ЗИЛ-ММЗ-45023 норма расхода бензина на 100 км пробега установлена 64 л и не изменяется в зависимости от условий эксплуатации. Нормирование расхода бензина для газобаллонных автомобилей ГАЗ-52-07 и ГАЗ-52-09 осуществляется по аналогии с базовыми бензиновыми автомобилями.

Автомобили, работающие на сжатом газе. Нормирование газа производится в объемных единицах — нормальных кубических метрах (н.м3). Учет заправленного газа в автомобиль производится с помощью манометра, высокого давления по разности его показаний до и после заправки. Количество отпущенного газа определяется по таблицам вместимости газа в автомобильные баллоны. Эти таблицы разработаны с поправкой на изменение температуры и сжимаемости газа, а также с учетом остаточного давления газа в баллонах и количества баллонов на автомобиле.

Линейные нормы расхода бензина для этих автомобилей установлены с учетом увеличения массы снаряженного автомобиля за счет массы газовых баллонов, изготовленных из углеродистой стали (93 кг на каждый баллон). Причем бензин применяется только в случаях полного израсходования запаса сжатого газа для следования до . ближайшей АГНКС, для возвращения на АТП при выходе из строя газовой системы питания, при необходимости пуска двигателя на газе при температурах окружающего воздуха ниже 0°С, а также в случаях, предусмотренных технологическими процессами технического обслуживания и ремонта автомобилей на автотранспортном предприятии.

При нормировании топлива для автомобилей, работающих на сжатом природном газе, используются следующие временные линейные нормы:

Станции заправки газобаллонных автомобилей

Для автомобилей и автопоездов, выполняющих транспортную работу, учитываемую в тонно-километрах, дополнительно устанавливается расход топлива на каждые „100 т-км: 2 л — при работе на бензине, 2 н.м3 при работе на сжатом газе.

При работе автомобилей с прицепами линейная норма расхода увеличивается на каждую тонну собственного веса прицепов на 2 л при работе на бензине и на  н.м3 при работе на газе.

При работе специализированных автомобилей линейные нормы расхода топлива увеличиваются или уменьшаются на каждую тонну превышения или снижения веса такого автомобиля против базового: бензина — в количестве 2 л, сжатого газа — 2 н.м3.

К остальных случаях нормы расхода топлива для этих автомобилей корректируются по аналогии с базовыми бензиновими моделями.

Ваш отзыв