На этих автомобилях монтируются газобаллонные установки высокого давления: агрегаты и узлы газовой аппаратуры (баллоны, арматура, подогреватель газа, фильтр, газопроводы и газовый редуктор высокого давления) рассчитаны на давление 200 кгсАзм2.

Особенностью рассматриваемых установок является непрерывное изменение рабочего давления (в баллоне) по мере

Автомобили, работающие на сжатом природном газе

Рис. 4. Газобаллонная установка автомобиля ЗИЛ-138А:

1 — приемная труба глушителя; 2 — бензиновый клапан-фильтр; 3 — бензопровод; 4 — бензонасос; 5 — шланг холостого х од а; 6 — трубка подачи газа и проста вку карбюратора; 7 — двухступенчатый редуктор; 8 — датчик манометра 200 кгс/см-;. 9 — датчик сигнализатора давления 8.5 кгс/см2; 10 — скоростной клапан; // — трубка к электромагнитному клапану; 12 — задняя стенка кабины водителя; 13 — дренажная трубка предохранительного клапана; 14 — подогреватель газа; 15 — пусковой клапан; 16 — гибкий трубопровод; 17 —- запорный электромагнитный клапан; 18 — кронштейн средний; 19, 21, 23 — накладки баллона; 20 —.кронштейн передний; 22 — баллон; 24 — хомут; 25 — кронштейн . задний; 26 — переходник; 27 — гайка; 28 — тройник; 29—.скоба; 30 — тройник вентильный; 31 — расходный вентиль; 32 — штуцер; 33 — прокладка; 34 — наполнительный вентиль; 35 — крестовина магистрального вентиля; 35 —манометр 250 кг.е/Ъм2; 37 — переходник манометра; 38 — крестовина; 39—заслонка подогревателя; 40—редуктор ДКП-1-65; 41 — трубопровод подогревателя; 42 — рукоятка управления заслонкой подогревателя; 43 — шланг разгрузочного .устройства расходования газа. Схемы газобаллонных установок таких автомобилей имеют ряд отличий. В основном они сводятся к числу баллонов, их размещению на автомобиле и к конструкции устройств, применяемых в системах питания.

Так, в 1981 г. на заводах ЗИЛ и ГАЗ разработаны конструкции автомобилей ЗИЛ-138А, ГАЗ-53-27 и ГАЗ-52-27, являющиеся газовой модификацией бензиновых автомобилей соответственно ЗИЛ-130, ГАЗ-53А, ГАЗ-52-04. На ЗИЛ-138А устанавливают восемь баллонов, общая масса газовой установки составляет свыше 700 кг. На ГАЗ-53-27 предусмотрено семь, а на ГАЗ-52-27 — четыре баллона, что также вызывает соответствующее снижение грузоподъемности. При этом система хранения газа занимает значительный объем (8—11 дм3/10 тыс. ккал), что приводит к необходимости разработки специальных схем компоновки газовой аппаратуры на седельных тягачах и самосвалах [1]. Выпускаемые в настоящее время газобаллонные автомобили, работающие на сжатом газе, выполнены по универсальной схеме, т. е. могут работать эффективно и на сжатом газе, и на бензине.

Схема газобаллонной установки автомобиля ЗИЛ-138А представлена на рис. 4. Природный гае хранится в сжатом до 200 кгаусм2 состоянии в стальных баллонах 22 с «сухой» массой 93 кг. Запас природного газа, хранящегося в баллоне при таком давлении, эквивалентен примерно 10 л бензина. Поэтому для обеспечения автомобиля запасом топлива, равным по энергии 80 л бензина, на автомобиле установлены восемь баллонов, которые последовательно соединены трубопроводами в две равноценные группы. Для каждой из групп баллонов предусмотрен запорный вентиль. Все баллоны трубопроводами подключены к крестовине 35, имеющей заправочный 34 (наполнительный) и основной магистральный вентили. Эти вентили позволяют осуществлять как наполнение, так и расход газа из всех баллонов одновременно. От крестовины газ высокого давления через подогреватель 14, где теплоносителем являются отработавшие газы, направляется в одноступенчатый газовый редуктор высокого давления 40, который снижает его давление, до 10—16 кгс/см2. На входе в редуктор установлен съемный металлокерамический фильтр.

После одноступенчатого, редуктора высокого давления по трубопроводу низкого давления газ подается через проходной штуцер к электромагнитному запор ному клапану 17, на входе которого встроен съемный .войлочный фильтр, закрываемый алюминиевым стаканом. Электромагнитный клапан размещен на передней стенке кабины. Из электромагнитного клапана газ направляется в двухступенчатый газовый редуктор низкого давления 7, где происходит снижение давления газа практически до атмосферного (5—7 мм вод. ст.).

После редуктора газ попадает в газосмесительное устройство, которое конструктивно выполнено в одном узле с карбюратором. Следует отметить, что двухступенчатый газовый редуктор и газосмесительное устройство по основным конструктивным элементам .унифицированы с аналогичными узлами, применяемыми для автомобилей, работающих на сжиженном газе.

Для контроля за работой газовой системы питания в схеме установки предусмотрены дистанционные электрические манометры и контрольная лампа. Манометр 36 на 200 кгс/см2 показывает давление газа в баллоне, а давление газа после первой ступени редуктора низкого давления замеряется манометром .на 6 кгс/см2. По первому манометру можно контролировать запас хода автомобиля; за 10 км пробега давление газа в баллонах снижается приблизительно на 1 кгс/см2. Показания второго манометра дают информацию о необходимости

регулировки редуктора. Снижение давления ниже 12 кгс/ем2 в баллоне свидетельствует, что запас газа в баллонах остается на пробег не более 10—12 км. При этом на панели приборов загорается контрольная лампа.

Рассматриваемая газобаллонная установка, смонтированная на автомобиле ЗИЛ-138А с бортовой платформой, представляет возможность работы двигателя как на сжатом природном газе, так и на бензине А-76 (для двигателей а степенью сжатия 6,5) или АИ-93 (для двигателей со степенью, сжатия 8,0). На автомобиле предусмотрена также система облегчения пуска газового двигателя в холодное время* устройство которой подробно рассматривается в гл. 7. Расположение газовой аппаратуры на шасси автомобиля ЗИЛ-138А показано на рис. 5.

Баллоны 8 со сжатым газом установлены на продольных брусьях платформы и крепятся к ним с помощью кронштейнов; и хомутов. Распределительная крестовина баллонов, имеющая наполнительный 9 и магистральный 10 вентили, размещена на заднем кронштейне бензобака. Подогреватель сжатого газа 11 смонтирован вблизи выпускного трубопровода двигателя, а газовый редуктор высокого давления 12 установлен под алюминиевым колпаком на левом лонжероне рамы,. Электромагнитный магистральный клапан-фильтр 4 расположен на передней стенке кабины. На вертикальной стенке приборной панели установлен манометр 6 на 6,0 юпсАсм2. Здесь же установлена контрольная лампа 7 падения давления газа (до 12 кпс/см2К

Двухступенчатый газовый редуктор низкого давления 13 расположен под капотом 5 автомобиля и устанавливается на двигателе. Там же смонтированы воздушный фильтр 3, карбюратор-смеситель 2, трубопровод 1 пусковой системы двигателя, а также агрегаты бензиновой системы питания.

Автомобили, работающие на сжатом природном газе

Рис. 5. Расположение газовой аппаратуры на автомобиле ЗИЛ-138А

Автомобили, работающие на сжатом природном газе

Рис. 6. Газобаллонная установка автомобилей ГАЗ-53-27 и -52-28:

1 — бензиновый насос; 2—фильтр тонкой очистки бензина с электромагнитньим клапаном; 3 — карбюратор-смеситель; 4 — пускная труба; 5 — шланг подачи газа в карбюратор-смеситель; 6 — бензиновый отстойник; 7—трубка от баллона к подогревателю; 8 — расходный вентиль; 9 — наполнительный вентиль; 10—манометр высокого давления; И — соединительная трубка баллонов; 12—соединительная трубка секции; 13 — задняя секция баллонов; 14—передняя секция баллонов; 15 — подогреватель газа; 16 — .труба подогревателя; 17 — редуктор высокого давления; 18—.приемная труба глушителя; 19 — бензиновый бак; 20 — трубка от редуктора высокого давления к фильтру газа; 21 — фильтр газа с электромагнитным клапаном; 22 — трубка от фильтра к редуктору низкого давления; 23 — манометр низкого давления; 24 — редуктор низкого давления; 25 — вакуумная трубка; 26 — трубка холостого хода; 27 — двигатель

На автомобиле ГАЗ-53-27 и шасси ГАЗ-52-28 монтируется установка, схема которой показана на рис. 6. Газовое оборудование, устанавливаемое на автомобиле ГАЗ-52-27, отличается только отсутствием трех баллонов, составляющих секцию 13. Из баллонов газ под давлением 200 кгс^см2 через расходный вентиль 8 и подогреватель 15 поступает в редуктор высокого давления 17, где давление снижается до 12 щУюм2. Затем через фильтр 21 поступает в редуктор низкого давления 24, а оттуда в карбюратор-смеситель 3 и дальше в цилиндры двигателя. Заполнение баллонов осуществляется с помощью наполнительного вентиля 9.

В системе питания двигателя газом предусмотрены два манометра: высокого давления 10 для контроля наличия газа в баллонах и низкого давления 23 для контроля давления в редукторе.

Система питания бензином по* конструкции аналогична системам базовых автомобилей. Для исключения подачи бензина при работе двигателя на газе на рамке радиатора установлен электромагнитный клапан 2, включение которого осуществляется из кабины водителя. Газовые баллоны, арматура которых расположена с правой стороны по ходу движения автомобиля, крепятся под платформой на раме стремянками.

Подогреватель и редуктор высокого давления расположены па левом лонжероне рамы и крепятся с помощью кронштейнов.

Фильтр газа с электромагнитным клапаном и газовый редуктор .низкого давления расположены под капотом двигателя и крепятся кронштейнами. В отличие от газобаллонных автомобилей ЗИЛ на машинах семейства ГАЗ не устанавливаются системы, облегчающие пуск при низких температурах воздуха.

Ваш отзыв