Для определения степени засоренности воздухоочисти­теля на многих тракторах отечественного производства ус­тановлен специальный индикатор. Появление красной полосы в прозрачном окне индикатора свидетельствует о предельном засорении воздухоочистителя.

У индикаторов, устанавливаемых на тракторах МТЗ-80, МТЗ-82 и их модификациях, степень засоренности возду­хоочистителя проверяют нажатием на колпачок указателя, расположенного на приборном щитке трактора. Положе­ние поршня красного цвета относительно смотрового окна при максимальной частоте вращения коленчатого вала на холостом ходу двигателя характеризует сопротивление воздухоочистителя. Полное перекрытие поршнем окна свидетельствует о предельном засорении воздухоочисти­теля.

При отсутствии средств безразборного контроля засо­ренности воздухоочиститель разбирают и при необходимо­сти очищают и промывают. Обслуживание воздухоочисти­теля достаточно подробно описано в заводских инструк­циях по эксплуатации тракторов и обычно эта операция не вызывает затруднений.

Приведем лишь рекомендации по очистке и промывке бумажных фильтр-патронов (кассет), применяемых в воз­духоочистителях энергонасыщенных тракторов Т-150, Т-150К, К-700 и К-701.

Фильтр-патроны, извлеченные из корпуса воздухоочистителя, продувают сжатым воздухом сначала изнутри, а затем снаружи до полного удаления пыли. Во избежание повреждения бумажной шторы давление воздуха не долж­но превышать 0,3 МПа, а расстояние от наконечника шланга до поверхности фильтр-патрона должно быть не менее 30 мм.

При наличии масляных пятен и копоти поверхность фильтр-патронов промывают раствором моющих средств. Для этого растворяют мыльную пасту поверхностно-ак­тивных веществ ОП-7 или ОП-Ю в воде, нагретой до тем­пературы 40—60 °С (из расчета 20 г пасты на 1 л воды). Погружают фильтр-патроны в приготовленный раствор на 2 ч, после чего прополаскивают в растворе 10—20 мин. За­тем промывают фильтр-патроны в чистой подогретой воде (30—40 °С) и просушивают на воздухе. При отсутствии пасты патроны промывают в растворе стирального порош­ка. Во избежание прорыва бумажной шторы после про­мывки и сушки фильтр-патронов двигатель должен рабо­тать 20—30 мин при средней частоте вращения коленча­того вала. Промывать фильтр-патроны в дизельном топ­ливе, керосине или бензине запрещено.

После очистки и промывки фильтрующих элементов собирают воздухоочиститель и проверяют состояние уп­лотнений. Поврежденные прокладки заменяют. Убеждают­ся в отсутствии неплотностей в местах соединений состав­ных частей воздухоочистителя и впускного патрубка, об­ращая особое внимание на состояние соединительных шлангов и надежность их крепления.

Проверяют герметичность всех соединений воздухоочи­стителя, для чего снимают воздухосборник и отсоединяют отсосную трубу эжектора от патрубка. Пускают двигатель, устанавливают среднюю частоту вращения коленчатого вала на холостом ходу, плотно закрывают воздухозабор­ную трубу, а также отсосный патрубок картонной или ре­зиновыми заглушками. Если двигатель через 10—15 с не останавливается, выявляют и устраняют места подсоса воздуха.

Для обнаружения мест подсоса воздуха в соединениях составных частей воздухоочистителя и впускного патруб­ка применяют жидкостный индикатор КИ-4870. Проверку проводят при работе двигателя на максимальной частоте вращения коленчатого вала в режиме холостого хода. Удерживая корпус прибора в вертикальном положении и

приближая его наконечник к местам возможного подсоса воздуха, наблюдают за уровнем воды в стеклянной трубке: понижение уровня свидетельствует о подсосе воздуха в проверяемых местах. Устраняют неисправность подтяжкой соединений или заменой уплотняющих прокладок. После устранения неисправностей повторно проверяют герметич­ность соединений воздухоочистителя и впускного трубо­провода.

Ваш отзыв