Одной из самых ответственных операций, выполняемых при техническом обслуживании газобаллонных автомобилей, является проверка внешней и внутренней герметичности системы питания. Наиболее распространенным методом проверки внешней герметичности системы, находящейся под избыточным давлением, является обмазывание соединений пенообр азу ютим раствором (водный раствор хозяйственного мыла или лакричного корня). При отрицательных температурих добавляется поваренная соль (хлористый натрий) или хлористый кальций. Необходимое содержание хлористого натрия или кальция в водном растворе зависит от температуры окружающего воздуха, при которой проводят проверку герметичности (табл. 20).

Соединения или участки системы, подлежащие проверке, очищают от грязи и обмазывают с помощью кисти пенообра- зующим раствором. Проверяемые соединения осматривают дважды: непосредственно при обмазывании данного соединения и после обмазывания. В местах расположения мельчайших неплотностей появляются мелкие пузырьки (скопления), которые могут быть обнаружены лишь при повторном осмотре. Во время обмазывания соединений и швов пеиообразующим раствором особое внимание обращают на соединения, расположенные в трудно доступных для осмотра местах.

Для определения утечки газа из баллона широко используют электрические газоанализаторы типа )ПГФ-2М1-ИЗГ. При

Таблица 20

Температура, °С

Концентрация соли, г/л

Температура, °С

Концентрация

СОЛИ, Г/Л

НаС1

СаС1

ЫаС1

СаС1

0-г- 5

33

100

—20-4—25

303

-5-4— 10

160

170

—25-4—30

329

— 10-г—! 5

222

220

—30-4—35

366

— 15-4—20

290

263

Зона, режим вентиляции

Общая допустимая площадь неплотностей, ХЮ~ 3 мм2

Удельная площадь неплотностей,

Х10-5мм2/м3

Зона ТО н ТР, безвентиляционный режим

3,5

0,9

Зона ТО и ТР, 5-кратный обмен воздуха

20

5

Закрытая стоянка, безвентиляционный ре-

2,0

0,5

ЖИМ

Закрытая стоянка, 3-кратный обмен воз-

7,00

1,75

духа

пользовании газоанализатором пробу воздуха отбирают из зоны соединения и ручным насосом по шлангу подают в измерительную камеру. После засасывания пробы нажимают кнопку включения питания измерительного моста и снимают показания стрелочного прибора. При работе с этим прибором следует учитывать, что он не позволяет точно указать место утечки, так как возможно подсасывание газа от других близко расположенных соединений. Во время проверки автомобиль располагают на открытом воздухе: в защищенном от ветра месте.

Описанные выше способы не могут дать количественную оценку степени герметичности газовой системы автомобиля. В общем случае герметичность любой замкнутой системы определяется суммарной площадью неплотностей. Однако сама по себе суммарная площадь неплотностей не может характеризовать степень герметичности оборудования, так как концентрация выделяющихся взрывоопасных и вредных веществ зависит от объема помещения, в котором находится данное оборудование. (Поэтому в качестве действенного критерия количественной оценки герметичности конструкции надо принимать суммарную площать неплотностей, приходящуюся на единицу объема помещения, т. е. удельную степень герметичности.

Проведенные в НИИГлавмо1савтотра1Нсе исследования позволили определить, допустимую суммарную площадь негерме- тичности соединений газовой установки автомобилей (табл. 21). Этот параметр является общим для всех моделей автомобилей и зависит от времени пребывания автомобиля в помещении и режима вентиляции зоны.

Практически герметичность оборудования оценивается коэффициентом Н1егермегич1Ности т, который определяет падение давления в оборудовании за единицу времени. В связи с тем что коэффициент нетерметинноет и зависит от внутреннего объема газового оборудования, он является характеристикой

Проверка герметичности системы питанияПроведенные исследования легли в основу разработки технологии технического обслуживания газобаллонных автомобилей. Герметичность газовой системы автомобиля проверяют сжатым негорючим и нетоксичным газом:                                                        воздухом,

углекислым газом или азотом. Сжатые газы получают в баллонах высокого давления, а сжатый воздух можно подавать ташке и от компрессора, обеспечивающего необходимое давление. Проверка производится при закрытых расходных вентилях газового баллона автомобиля и при отсутствии газа в системе. Подача сжатого воздуха в систему питания производится под давлением 16 кгс/см2 через специальный штуцер тройника, размещенного на лонжероне автомобиля. Схема установки для проверки герметичности системы питания от баллона высокого давления представлена на рис. 58.

Проверка герметичности системы питания

Сжатый газ из баллона 1 подается в редуктор 3, где давление его снижается до 16 кгс/см2. Из редуктора таз через специальный штуцер 6 поступает ,в систему питания автомобиля.

Рис. 58. Схема установки для проверки герметичности системы питания газобаллонного автомобиля:

/ — баллон со сжатым негорючим газом; 2 — вентиль баллона; 3 — редуктор; 4 — вентиль установки; 5 — образцовый манометр; 6—штуцер; 7 — баллон для сжиженного

газа

После заполнения системы газом вентиль 4 установки закрывается и производится контроль герметичности образцовым манометром 5. Падение давления указывает на шегерме-

тайность газовой системы автомобиля. Места утечек олроделяют пеяообразукмци-м раствором. -После устранения утечек, проверку герметичности нужно повторить. Газовая система считается герметичной, если падение давления за 15 мин не превышает 0,10 ипс/|см2.(

У автомобилей, работающих на сжатом газе, проверка герметичности газовой системы питания производится давлением 150—200 кгс/см2. Подача- сжатого воздуха (азота, углекислого газа) в систему питания осуществляется через наполнительный вентиль при закрытых вентилях башл-опо-в. Схема установки и порядок проверки герметичности у автомобилей, работающих на сжиженном и сжатом газах, не имеют принципиальных отличий.,

Проверка внутренней герметичности производится у расходных и магистра-ль-ного вентилей. Контроль -за пропуском, газа -в систему питания через эти вентили, когда, они находятся в закрытом положении, осуществляется по показанию манометра системы питания автомобиля. Обнаружить утечки газа из расходных вентилей в магистраль можно через специальный штуцер автомобиля, работающего на сжиженном газе, и через наполнительный вентиль у автомобиля, работающего на сжатом газе. Для этого отвертывают заглушку штуцера (открывают на-полнителшый вентиль) и обмазывают его пенной эмульсией или берут пробу воздуха прибором ОГФ-2М1-ИЗГ.

Ваш отзыв