Первые работы по использованию газообразного топлива для автомобильных двигателей в нашей -стране были начаты в довоенные годы. Результатом этих ,работ было создание на базе автомобилей ЗИЛ и ГАЗ газобаллонных модификаций. Такие автомобили, выпускавшиеся в довоенные годы, предназначались для работы на сжатом промышленном газе. Их запас хода не превышал 100 км при массе газовых баллонов 500 кг. Успешно эксплуатировались они и в период Великой Отечественной войны, осуществляя перевозки грузов гражданского назначения.

Осуществляя работы по расширению ассортимента горючих газов, используемых в качестве топлива для газобаллонных автомобилей, были спроектированы автомобильные газобаллонные установки для сжиженного газа. В 1938—1940 гг. были испытаны и подготовлены к постановке на производство газобаллонные модификации автомобилей ЗИЛ и ГАЗ, предназначенные для работы на сжиженной бутан-пропановой смеси.

В 1949 г. был начат серийный выпуск газобаллонных автомобилей ЗИС-156 (-в последующем ЗИЛ-166) и ГАЗ-51Б, предназначенных для работы на сжатом природном и промышленных газах.

В 1953 г. автомобильные заводы приступили к производству автомобилей ЗИС-156А (в последующем ЗИЛ-166А) .а ГАЗ:51Ж, работающих на сжиженных газах.

Все вышеуказанные автомобили с газобаллонными установками выпускались универсальными, т. е. работающими как на бензине, так и на газе.

В 1975 г. автомобильная промышленность приступила к серийному выпуску газобаллонных автомобилей на сжиженном газе новых моделей: ЗИЛ-138, ЗИЛ-138В1, ЗИЛ-ММЗ-45023, ГАЗ-52-07, ГАЗ-53-07.

В настоящее время в Москве эксплуатируется около 10 тыс. газобаллонных автомобилей, которые осуществляют транспортное обслуживание жилищного и промышленного строительства, промышленных предприятий и московского транспортного узла, доставку продовольственных и промышленных товаров, обслуживание предприятий общественного питания, транспортное обслуживание населения и др.

На базе газобаллонных автомобилей основных моделей в Главмосавтотрансе создан и успешно эксплуатируется различный специализированный подвижной состав. Учитывая опыт Главмосавтотранса по эксплуатации газобаллонных автомобилей, Моогориополком возложил на .него функции головной организации по координации работ, связанных с соответствующей подготовкой автотранспортных предприятий Москвы и переводу автомобилей новых моделей на сжиженный газ.

В настоящее время газобаллонные автомобили на сжиженном газе эксплуатируются и в других городах РСФСР, Украины, Белоруссии, Узбекистана, Казахстана, Литвы, Азербайджана, Грузии. В Баку, Тбилиси и Минске предусмотрено строительство кустовых баз газоснабжения. Производство газобаллонного оборудования организовано на Рязанском заводе автомобильной аппаратуры, а выпуск баллонов для сжиженного газа на Дружковском заводе газовой аппаратуры и кранов (Донецкая обл.).

Успешная реализация преимуществ газобаллонных автомобилей в части уменьшения токсичности отработавших газов и оздоровления воздушного бассейна во многом зависит от организации и технологии проведения их технического обслуживания и ремонта. Для этих целей в НИИГлавмоса1Втотрансе разработана и внедрена в Москве система технического обслуживания, учитывающая особенности газовой установки автомобиля, работающей под давлением 16 кгсАм2.

В основу системы технического обслуживания газобаллонных автомобилей заложены определенные положения (ом. разд. «Система технического обслуживания и ремонта»), обеспечивающие надлежащий уровень надежности и безопасности эксплуатации.

Все работы но техническому обслуживанию и ремонту газобаллонных автомобилей ,на АТОЛ (кроме, работ по газовой аппаратуре) проводятся на одних и тех же постах и одновременно с обслуживанием и ремонтом автомобилей, работающих на бензине. Предусматривается проведение наиболее трудоемких работ, связанных с капитальным ремонтом газового оборудования автомобилей, техническим освидетельствованием газовых баллонов и восстановлением деталей газового обору- (ования выполнять на «станции технического обслуживания газо-баллонных автомобилей. Такая «станция в Москве будет построена в промышленной зоне «Ватаноремонт». На этой станции будут производить техническое обслуживание и ремонт газобаллонных автомобилей, эксплуатируемых как в. Главмосавтотрансе, так и во всех других московских ведомствах.

Массовое применение, газобаллонных автомобилей в Москве потребовало создания технологической и нормативной документации. В решении этих задач принимают участие научно- исследовательские, проектные и учебные институты, а также заводы-изготовители.

В НИИГла1В.мосавтотрансе разработаны технологии технического обслуживания и текущего ремонта газобаллонных автомобилей, нор«мы расхода топлива и запасных частей, инструкции по технике безопасности и другая техническая и нормативная документация. Ведутся работы по созданию оборудования для испытания, регулировки, транспортировки и хранения газового оборудования. Ряд опытных образцов такого оборудования прошел испытания на автотранспортных предприятиях Главмосавтотранса. НИИ Главмосавтотранс совместно с НАМИ, ЗИЛ и ГАЗ ведет разработку конструкции газовой аппаратуры автомобилей, совместно с НИИ АТом разработаны и внедрены режимы технического обслуживания газового оборудования. В содружестве с Харьковским институтом радиоэлектроники ведутся работы по созданию автоматизированной системы сигнализации уровня загазованности помещений.

Большое внимание уделяется организации заправки газобаллонных автомобилей. Решается она путем создания новых и реконструкции существующих «стационарных и внедрения передвижных автомобильных газонаполнительных станций.. В настоящее время в Москве действует десять стационарных наполнительных станций. Эти станции «способны обеспечить заправку 11 тыс. газобаллонных автомобилей.

Институтом Генплана СССР определены земельные, участки еще пятнадцати АГНС. Размещение их на территории города произведено с «учетом дислокации автомобильното парка и сокращения холостых пробегов при заправке, сжиженным газом.

С целью создания широкой сети газонаполнительных «станций, на шасси автомобиля-тягача ЗИЛ-130В1 была разработана передвижная газонаполнительная станция ЦГШЗ-12-885. Эта станция «имеет цистерну на 12 м3 и оборудование для перекачивания газа. Станция «предназначена для транспортировки сжиженных газов и механизированной заправки газобаллонных автомобилей на автотранспортных предприятиях.

В настоящее время, в системе Главмосавтотранса эксплуатируется в транспортном режиме 37 передвижных газонаполнительных станций. Эксплуатация этих станций осуществляется з соответствии с «Временными правилами транспортировки в автоцистернах сжиженных углеводородных газов в г.- Москве».

Важной задачей является обеспечение автомобильного транспорта сжиженным газом с заданными свойствами (определенного компонентного состава, без тяжелого жидкого остатка, с минимальным содержанием непредельных углеводородов и загрязняющих веществ). Поэтому состав сжиженного нефтяного газа, отпускаемого для автомобильного транспорта в качестве моторного топлива, в настоящее время определяется техническими условиями ТУ 38 001 302—78 «Газы углеводородные сжиженные топливные для газобаллонных автомобилей».

Б связи с тем, что изменение компонентного состава сжиженного газа ведет к изменению теплотворной способности газовоздушной смеси и, следовательно, к изменению мощностных и экономических показателей, а также токсичности отработавших газов, техническими условиями нормировано содержание пропана в пределах (80±15) %, а пентанов в сумме не белее 3%. Кроме компонентного состава, ТУ определяют давление насыщенных паров в сжиженном газе при предельных температурах воздуха в зимний и летний периоды года. При температуре + 45°С давление насыщенных паров сжиженного, газа не должно превышать 16 илс^см2, а при температуре —30СС должно быть не менее 0,7 кгс/см2.

Техническими условиями также ограничивается содержание сероводорода (не более 0,003%), общей серы (не более 0,015 %) и оговаривается отсутствие воды, жидкого остатка газа при температуре + 40°С и других загрязняющих вредных примесей.

Опыт эксплуатации грузовых газобаллонных автомобилей, работающих на сжиженном газе, на автотранспортных предприятиях Главмосавтотранса, в Ленинграде и Алма-Ате, а также газобаллонных легковых автомобилей-такси ГАЗ-24-07 в Ташкенте показывает, что можно осуществлять их более широкое внедрение.

Наличие в нашей стране больших запасов природного газа, а также все более остро выдвигающаяся проблема экономии жидкого топлива, вновь ставят задачу более широкого использования автомобилей, работающих на сжатом -газе.

Учитывая повышенную привязанность этих автомобилей к источникам снабжения топливом, было принято решение сохранить возможность работы двигателя как на бензине, так и на сжатом газе.

- Наибольший опыт эксплуатации газобаллонных автомобилей на сжатом газе в нашей стране накоплен во Львове и

1нрдичеве (Житомирская обл.). Во Львове такие автомобили (шлее 20 лет эксплуатируются на Львовском АТГ1 № 13065 и Дорожной ремонтно-эжцлуатационной автобазой Льмвекой /кслезной дороги; в Бердичеве— в автоколонне № 2194 Житомирского областного управления автомобильного транспорта.

Заправка автомобилей сжатым природным газом, а также техническое обслуживание и ремонт газовой аппаратуры во Львове производится на газонаполнительной станции (ГНС) Львовского авторемонтного завода, в Бердичеве заправка автомобилей производится на собственной ГНС автопредприятия.

Многолетний опыт эксплуатации газобаллонных автомобилей, работающих на сжатом газе, в Украинской ССР показал, что при решении ряда организационных и технических проблем, возможно более широкое внедрение таких автомобилей. Первоочередной задачей является создание оптимальной сет ГНС, как стационарных, так и передвижных, а также организация технического обслуживания, ремонта и диагностирования, газовой аппаратуры.

Все более широкое использование газа на автомобильном транспорте наблюдается и в зарубежных странах. Особо большее распространение газобаллонные автомобили получили в США, Японии, Италии, Голландии. Используются сжиженный нефтяной, сжатый и сжиженный природный газы. На питание газовым топливом переводятся как дизельные, так и карбюраторные двигатели.

В настоящее время на газе в мире эксплуатируется несколько миллионов автомобилей, причем в США на рубеже 80-х годов около 15% автомобилей работало на газовом топливе. Сжиженный газ, вырабатываемый в США, имеет следующий компонентный состав: пропан — 61,95%; этан — 25,72%; бутан— 9,56%, пропан-бутановой смеси — 2,80%. Сжиженный природный газ отпускается потребителям с содержанием 96—97% метана.

Затраты на переоборудование автомобилей для работы на газовом топливе окупаются в течение 2—3 лет. Заправка автомобилей сжиженным газом осуществляется так же просто, как и бензином или дизельным топливом. Помимо сбыта и установки газового оборудования фирмами проводится обучение водителей, автомехаников и операторов заправочных станций специфическим условиям их работы.

На газовом топливе в США эксплуатируются все виды подвижного состава — грузовые и легковые автомобили, автобусы, автопогрузчики, специальные автомобили. Эксплуатация городских автобусов на газовом топливе обходится в 1,5 раза дешевле. Себестоимость перевозки и общие эксплуатационные затраты при эксплуатации легковых такси более чем на 30% ниже, чем при работе на бензине. Одним из преимуществ применения газа,, помимо перечисленных выше, считается отсутствие возможности хищения топлива.

Подавляющее большинство газобаллонных автомобилей (несколько сот тысяч) в Японии — легковые. Газовое оборудование по заказам потребителей выполняется в двух вариантах: для универсальной системы питания, позволяющей работать как на сжиженном газе, так и бензине, и для системы питания, предназначенной для работы только на сжиженном газе. Указатель уровня сжиженного газа в баллоне оснащается температурным корректирующим устройством, позволяющим определить предельный уровень наполнения баллона газом при различных температурах. Эти данные фиксируются на панели приборов в кабине водителя.

Техническое обслуживание и ремонт газобаллонных автомобилей производится совместно с карбюраторными и дизельными автомобилями. При этом баллоны не демонтируются и газ из них не сливается. Газопроводы высокого давления и резиновые шланги заменяются на новые через один год эксплуатации. Такой же срок службы имеет запорное устройство электромагнитного клапана магистрального вентиля.

Опыт эксплуатации газобаллонных автомобилей в этой стране показал, что применение сжиженного газа не является в противопожарном отношений более опасным, чем эксплуатация автомобилей на традиционном Жидком топливе. Поэтому к производственным помещениям для хранения, технического обслуживания и ремонта газобаллонных автомобилей не предъявляются никаких повышенных требований по пожаро и взрывобезопасности.

Весьма широкое распространение как сжиженный, так и сжатый газы на автомобильном транспорте получили в Италии. Опыт их эксплуатации составляет около 30 лет. Газообразное топливо применяют на легковых такси, на легковых автомобилях индивидуального пользования, автомобилях, работающих в сети городского обслуживания, на грузовых автомобилях небольшой грузоподъемности. На газообразном топливе эксплуатируется свыше 10% всего автомобильного парка страны. По данным фирмы «Тартарипи» экономия в затратах на топливо при эксплуатации газобаллонных автомобилей на сжиженном газе составляет около 35%, на сжатом газе около 60%. Токсичность отработавших газов при этом в 2—3 раза ниже, чем при работе на бензине. Все газобаллонные автомобили Италии работают по универсальной схеме. Для удобства эксплуатации разработано электрическое устройство переключения питания автомобиля с одного вида топлива на другой.

Установка газовой аппаратуры производится на специализированных станциях технического обслуживания газобаллонных автомобилей. На легковом автомобиле, работающем на сжиженном газе, применяют, как правило, один баллон, на сжатом газе — два-три баллона. В последнем случае между багажным отделением, где размещены баллоны, и салоном устанавливается дополнительно металлическая листовая перегородка для повышения безопасности на случай взрыва баллона. Заправочный узел баллона для сжиженного газа размещен в герметическом кожухе, .соединенном трубопроводом с колесными нишами для его постоянной вентиляции.

Хранение газобаллонных автомобилей в Италии в основном безгаражное. Не допускается их хранение в подземных гаражах и под жилыми домами. В закрытом гараже газобаллонных автомобилей-такси предусматривается вентиляция, обеспечивающая в течение часа полную смену воздуха в помещении. Многолетний опыт использования газобаллонных автомобилей в этой стране показал, что их эксплуатация менее опасна, чем на бензине. Например, в случае столкновения и даже опрокидывания автомобиля разрушение газового баллона менее вероятно, чем бензинового бака.

В соответствии с нормами «Дорожного кодекса», транспортные средства, оборудуемые устройствами для питания двигателей газообразным топливом, должны подвергаться осмотру и проверке выполнения требований по их пригодности для такой установки, а затем ежегодно. В этом случае гидравлическая проверка трубопроводов должна выполняться под давлением 300 кгс/см2 для метана и 45 кгс/см2 для сжиженного пропана. Кроме того, проверяется при неработающем двигателе отсутствие утечки газа.

При строительстве газонаполнительных станций и организации газоза- правки уделяется повышенное внимание обеспечению надежности резервуаров и гидравлического оборудования; они должны выдерживать давление 25 кгс/см2. Не рекомендуются резьбовые соединения в трубопроводах. Резервуары газохранилища, находящиеся под землей, заполняются на 85% объема, а наземные на 80%. Они должны иметь два предохранительных клапана и указатель наполнения. Электродвигатели и кабели насосов на станции выполняются во взрывобезопасном исполнении. Если в насосном зале произошла утечка газа и воздушная .смесь достигла предельной концентрации, автоматически включается установка для заполнения пространства углекислым газом с целью предотвращения взрыва. Вентиляционная

система насосного отделения обеспечивает проветривание воздушного пространства в течение 1 мин.

Значительный опыт эксплуатации газобаллонных автомобилей накоплен и в других европейских странах* в первую очередь в Голландии, Испании, Бельгии, ФРГ. Анализ имеющихся данных показывает, что практический интерес к применению газообразного топлива на автомобильном транспорте в промышленно развитых странах неуклонно растет и более широкое распространение таких автомобилей не связано с серьезными техническими трудностями. Для ряда стран, эта проблема связана с условиями поставки газа, а внутри страны использование газообразного топлива во многом зависит от налоговой политики. В тех странах, где отпускные цены на газ ниже цен на бензин и дизельное топливо, газобаллонные автомобили находят все более широкое распространение.

В большинстве стран используется различный состав сжиженного газа (по соотношению пропана и бутана). Так, в европейских странах концентрация пропана в процентах может быть следующей (остальное бутан):

Австрия………………… 50          Голландия         ….     10—30

Бельгия,              Голландия .  60—40……………….. Италия   25

ФРГ………………………. 40

В связи с различным компонентным составом возникает проблема унификации газовой смеси как между странами, так и внутри одной страны.

Накопленный опыт эксплуатации показал, что основой безопасности автомобиля, работающего на газообразном топливе, является использование надежного оборудования, квалифицированная его установка и обслуживание. Во всех странах эксплуатация газобаллонных автомобилей помимо оздоровления воздушного бассейна, дает экономический эффект. Одним из показателей надежности и безопасности работы газобаллонных автомобилей является одинаковая стоимость их страховки с автомобилями, работающими только на традиционных жидких топливах.

Ваш отзыв