Конструктивные особенности автомобилей, работающих на сжиженном газе, связаны в основном с монтажом на них газобаллонных установок, рассчитанных -на работу под давлением 16 кгс/СМ2. Газобаллонная установка для сжиженного .газа, состоящая из газовых баллонов с арматурой, магистрального вентиля, испарителя, фильтра, редуктора, смесителя или карбюратора-смесителя, трубопроводов низкого и высокого давления, обеспечивает хранение в сжиженном состоянии газа, его ишарение, очистку, ступенчатое редуцирование давления, дозирование, смесеобразование и подачу газов-воздушной смеси в двигатель.

Газобаллонные автомобили, использующие в качестве топлива сжиженную пропан-бутановую смесь, выпускаются как в газовой модификации (автомобили ЗИЛ, ГАЗ-бЗ-07 и автобусы), в которой сохранена только кратковременная возможность работы на Левине, так и универсальной ГАЗ-52-07, -52-08, -52-09 и -24-07 с двигателями для полноценной работы на газе и -бензине.

Базовой моделью для грузовых газобаллонных автомобилей семейства ЗИЛ является 3-ИЛ-138. Схема газобаллонной установки этого -автомобиля представлена на рис 1. Сжиженный „газ в жидком и парообразном состоянии находится в баллоне 25. На переднем днище баллона установлены расходные

Автомобили, работающие на сжиженном нефтяном газе

Рис. 1. Газобаллонная установка автомобиля ЗИЛ-138:

/ — воздушный фильтр; 2 — трубка подвода воды к испарителю; 3, 7 — шланги высокого давления; 4 — испаритель газа; 5— шланг отвода воды от испарителя к компрессору; 6 — (Газопровод системы холостого хода; 8 — труба подвода газа к смесителю; 9 — дозирующе-экономайзерное устройство редуктора; 10 — газовый редуктор; 11—датчик давления газа; 12—фильтр редуктора; 13—манометр газового редуктора; 14 — магистральный вентиль; 15 — бензобак; 16 — фильтр; 17 — смеситель газа; 18 — про- ставка под смеситель;* 19 — расходный вентиль паровой фазы; 20 — контрольный вентиль максимального наполнения баллона; 21— датчик указателя уровня жидкости в баллоне; 22—предохранительный клапан; 23 — наполнительный вентиль; 24 — расходный ^ вентиль жидкостной фазы; 25 — баллон; 26 — карбюратор; 27 — шланг, соединяющий вакуумные пространства экономайзера и разгрузочного устройства редуктора с впускным трубопроводом двигателя

вентили 19 и 24 соответственно паровой и жидкостной фаз газа. При пуске и прогреве двигателя его питание осуществляют газом паровой фазы, а после прогрева в двигатель подают жидкую фазу. От расходных вентилей газ поступает к магистральному вентилю 14, а от него посредством шланга высокого давления 7 идет ,в испаритель 4.

В испарителе за счет тепла из системы охлаждения двигателя происходит испарение сжиженного газа. Далее в парообразном состоянии газ через шланг 3 поступает в фильтр 16, где улавливаются механические примеси (окалина, ржавчина) и смолистые вещества. Затем газ через фильтр 12 поступает в газовый редуктор 10, где происходит двухступенчатое сжижение. давления до уровня, близкого к атмосферному. Из полости второй ступени редуктора топливо поступает в дозпрую- ще-эконом а йзершое устройство 9, откуда по трубке б наврав- 6 ляетея ,к обратному клапану входного патрубка и далее через газовые форсунки к дроссельным заслонкам газового смесителя 17. Из смесителя газовоздушную смесь подают -в цилиндры двигателя. Газобаллонная установка снабжена двумяконтрольными приборами: дистанционным электрическим манометром 13, показывающим давление газа в первой ступени редуктора, и указателем уровня сжиженного газа в баллоне с датчиком 21.

Газовый редуктор 10 установлен непосредственно на двигателе с помощью кронштейнов, фильтр 16 расположен под капотом на передней стенке кабины, а испаритель 4 на впускном газопроводе (коллекторе) двигателя. Указатель уровня газа в баллоне и манометр давления газа в первой ступени редуктора. установлены на щитке приборов. В кабину также выведена рукоятка магистрального, вентиля 14. Баллон с сжиженным газом расположен с левой стороны по ходу автомобиля на кронштейнах, привернутых к раме.

На газобаллонном автомобиле газовой модификации имеется резервная система питания, обеспечивающая кратковременную работу двигателя на бензине в случае полного израсходования газа или наличия неисправности в газовой аппаратуре.

Резервная система питания (рис. 2) состоит из бензинового бачка 5 с краном 6, топливопроводов, топливного Насоса 1, фильтра-отстойника 4 и однокамерного карбюратора 2 с сетчатыми пламегасителями, установленными с обеих сторон в патрубках. В конструкцию резервной системы питания входит также специальный узел—проставка 3, устанавливаемая между смесителем и впускным трубопроводом и являющаяся переходным элементом для присоединения карбюратора к двигателю. При работе на бензине двигатель газобаллонного автомобиля развивает- 30—4-0% номинальной мощности.

Система питания седельного тягача ЗИЛ-138В1 и самосвала ЗИЛ:138Д2 такая же, как на ЗИЛ-138; единственное отличие — наличие двух газовых баллонов, расположенных на левом и правом лонжеронах рамы.

Отличие газобаллонной установки грузовых автомобилей ГАЗ по сравнению с оборудованием, устанавливаемым на автомобилях ЗИЛ, заключается в основном в отсутствии в газовой системе питания фильтра газа, уменьшении в связи с этим числа шлангов высокого давления, а также в некотором изменении расположения газового оборудования в подкапотном пространстве. Кроме того, на автомобилях ГАЗ-52-07, -52-08 и -52-09 устанавливают 6-цилиндровый двигатель с карбюратором-смесителем, что обеспечивает нормальную работу двигателя и на газе, и на бензине. При этом следует отметить, что на всех грузовых автомобилях ГАЗ (в том числе и на ГАЗ-53-07) вместимости топливного бака для бензина

Автомобили, работающие на сжиженном нефтяном газе

значительно выше, чем у газобаллонных автомобилей семейства ЗИЛ, и составляет 90 л.

У автобуса ЛиАЗ-677Г газобаллонную установку монтируют на двигателе модели ЗИЛ-375Я7 .с головками блока двигателя ЗИЛ-130. На автобусе ЛАЗ-695П установлен двигатель ЗИЛ-138. Особенностью конструкции газобаллонных автобусов является наличие в системе питания двух баллонов для хранения сжиженного газа. Газовые баллоны, арматура которых расположена на специальной панели, кренятся к основанию* кузова вдоль продольной оси с левой стороны по ходу автобуса. Кроме того, в системе питания газобаллонного автобуса ЛАЗ-695П в отличие от газобаллонного автомобиля ЗИЛ-138 вместо магистрального вентиля установлен электромагнитный клапан.

В комплекс газового оборудования автобусов включены также два манометра. Манометр на 25 кпУсм2,. соединенный с переходником магистрального вентиля (электромагнитного* клапана), показывает давление в баллоне, а манометр на 4 шхУсм2 — давление сжиженного газа в первой ступени редуктора. В остальном газовая и резервная системы питания автобусов не имеют принципиальных отличий по сравнению с системами питания грузового автомобиля ЗИЛ-138.

Легковой газобаллонный автомобиль ГАЗ-24-07 имеет газовое оборудование, в котором конструктивно объединены в узлы газовый редуктор с испарителем, фильтр газа с магистральным электромагнитным вентилем, расходный вентиль,. 8

Автомобили, работающие на сжиженном нефтяном газе

для жидкостной фазы с расходным вентилем для пара, наполнительный вентиль с вентилем максимального заполнения баллона и предохранительным клапаном. Схема газобаллонной установки автомобилей ГАЗ-24-07 показана на рис. 3.

Автомобили, работающие на сжиженном нефтяном газе
Автомобили, работающие на сжиженном нефтяном газе

Двигатель, установленный на автомобиле ГАЗ-24-07, работает полноценно как на пропан-бутановой смеси, так и на бензине АИ-93. Под панелью приборов, слева от рулевой колонки, установлены выключатель электромагнитного клапана, переключатель указателя уровня топлива с бензина на газ и кнопочный выключатель электромагнитного клапана редуктора, используемого при пуске двигателя.

Ваш отзыв