Работа двигателя. Горючие газы в качестве топлива могут быть использованы для карбюраторных и дизельных двигателей. Перевод дизельных двигателей на газообразное топливо некоторое распространение получил на стационарных установках. Для транспортных средств, как правило, для работы на газе используются карбюраторные двигатели. Рабочий цикл автомобильных двигателей внутреннего сгорания, работающих на газе, в основном идентичен рабочему циклу при работе на жидком топливе. Однако вид применяемого топлива оказывает влияние на ряд технико-экономических и санитарно-гигиенических показателей двигателя.

Преимущество использования газового топлива в автомобильных двигателях состоит в первую очередь в уменьшении токсичности отработавших газов. Газообразное топливо, поступающее в смесительное устройство, значительно лучше смешивается с воздухом, чем распыленное жидкое топливо в карбюраторе и впускном трубопроводе. Получается более однородный состав газовоздушной смеси, которая более равномерно распределяется по цилиндрам. Кроме того, углеводородные газы имеют более благоприятное, чем бензин, соотношение углерода и водорода: в них меньше первого и больше второго. Благодаря этому при работе двигателей на газе происходит более полное сгорание топлива и существенное уменьшение токсичности отработавших газов.

Следует также иметь в виду, что физико-химические свойства газа допускают более широкие пределы регулирования газовоздушных смесей, что дает возможность работать на более бедных рабочих смесях и тем самым тоже снизить токсичность отработавших газов. Опыт эксплуатации показал, что в выхлопных газах при работе на газе содержится примерно в два раза меньше основных токсичных компонентов (окиси углерода и углеводородных соединений), чем при работе на бензине. При этом надо учитывать, что газовоздушные смеси сгорают медленнее, чем бензиновоздушные. Поэтому требуется устанавливать несколько больший угол опережения зажигания, чем при работе на бензине.

Другим и весьма существенным преимуществом применения газового топлива перед жидким, является увеличение срока службы двигателя и повышение срока службы масла. Более полное сгорание газовоздуншой смеси значительно уменьшает

нагарообразование на: стенках камеры сгорания, на поршнях и свечах. Вследствие отсутствия конденсата не смывается масляная пленка со стенок цилиндров и поршней, при этом масло в двигателе не разжижается и подшипники коленчатого вала лучше смазываются. Благодаря этому уменьшается износ цилиндров и поршней, ресурс двигателей значительно повышается, срок службы свечей зажигания увеличивается в несколько раз, увеличивается срок службы моторного масла. Критерием для установления сроков смены масла в двигателях, постоянно работающих на газе, становится естественное старение масла и ухудшение его свойств в процессе эксплуатации.

Газообразное топливо и наличие избыточного давления, а также большие размеры проходных сечений дозирующих элементов газовой аппаратуры снижают возможность засорения топливной системы. Герметичность системы способствует резкому уменьшению коррозии внутренних поверхностей деталей, а также уменьшению загрязнения окружающего воздуха исходным топливом.

Мощность двигателя, переооборудованного для работы на газе, снижается по сравнению с его мощностью при работе на бензине — до 9% при работе на  сжиженном нефтяном газе и до 15%—на сжатом газе. Это происходит вследствие того, что теплотворная способность бензиновоздушной смеси выше, чем газовоздушной, а также из-за отрицательного влияния подогрева впускного трубопровода отработавшими газами или горячей водой системы охлаждения, что вызывает ухудшение наполнения двигателя.

Газовоздушные смеси обладают более высокими антидето- национными свойствами, что позволяет применять более высокую степень сжатия. Связанная с этим активизация процесса сгорания обеспечивает определенную компенсацию потерь мощности газовых двигателей.

Установка угла опережения зажигания у двигателей, работающих на газообразном топливе производится так же, как и у двигателей, работающих на бензине. Однако регулировка угла опережения зажигания у газовых двигателей газобаллонных автомобилей в связи с высоким октановым числом топлива не может быть произведена по детонации при разгоне автомобиля и осуществляется при испытаниях автомобиля на стенде с беговыми барабанами по максимальной мощности двигателя.

Весьма; важным фактором, влияющим на запас хода автомобиля, является температура окружающего воздуха. При повышении температуры сжиженных газов резко увеличивается коэффициент объемного расширения. В интервале основных эксплуатационных температур (от —30 до +40°;С) плотность основного компонента сжиженного газа — пропана — колеблется почти на 20%, что существенно влияет на весовой заряд баллона.

Управление автомобилем. У автомобилей, работающих на газе, по сравнению с бензиновыми имеются некоторые особенности в управлении двигателем на режимах его пуска, остановки и перевода с одного вида топлива на другой.

Испаритель и редуктор не требуют управления ими в процессе работы двигателя. Воздушная заслонка прикрывается только при затрудненном пуске холодного двигателя, на всех других режимах работы двигателя она должна быть полностью открыта. Необходимость прикрывать воздушную заслонку на прогретом двигателе или при его работе указывает на то, что газа подается недостаточно и следует устранить неисправность.

Пуск и прогрев холодного двигателя осуществляется на паровой фазе газа. Для этого открывают паровой расходный вентиль газового баллона, магистральный вентиль и пускают двигатель обычным способом. Для облегчения пуска холодного двигателя обогащают газовоздушную смесь принудительным открытием клапана второй ступени редуктора (нажимают рукой на шток мембраны второй ступени) или прикрытием воздушных заслонок газового смесителя. Двигатель прогревают до температуры охлаждающей жидкости двигателя 50—60°С. После этого открывают жидкостной расходный вентиль и закрывают паровой вентиль на баллоне.

Затрудненный пуск двигателя может быть вызван переобо- гащением или переобеднением горючей смеси. Переобогащение может произойти в результате негерметичности клапанов первой и второй ступеней редуктора и неплотности обратного клапана смесителя, а переобеднение — из-за негерметичности шланга подачи газа в системе холостого хода и засорения или сужения проходного сечения канала системы холостого хода. Следует отметить, что при негерметичности разгрузочного устройства редуктора или трубки, соединяющей полость разгрузочного устройства со всасывающим трубопроводом двигателя, прекращается подача газа из редуктора в смеситель и пуск двигателя в этом случае становится невозможным.

Остановку двигателя на короткое время производят выключением зажигания. Магистральный и расходные вентили остаются открытыми, так как поступление газа перекрывает редуктор. При остановке на более длительное время (1—2 ч) необходимо перекрыть магистральный вентиль и продолжать работу двигателя до тех пор, пока не будет израсходовано топливо из газопроводов между магистральным вентилем и газосмесительным устройством. Затем выключают зажигание. При остановке автомобиля на длительную (ночную, межсменную) стоянку перекрывают расходный вентиль на баллоне и вырабатывают газ из трубопроводов до полной остановки двигателя, после чего перекрывают магистральный вентиль и выключают зажигание.

Перевод двигателя с одного вида топлива на другой рекомендуется производить после того, как из трубопроводов будут полностью выработаны остатки предыдущего топлива и двигатель остановится. В противном случае возможно пере- обогащение горючей смеси, что повлечет за. собой перебои в работе и обратные вспышки в воздушный фильтр.

Для двигателя, на котором установлены смесителе С Г-250 и карбюратор 11.1107, перевод работы двигателя с газа на бензин осуществляется в такой последовательности:      закрывается расходный вентиль и вырабатывается газ из трубопроводов до остановки двигателя; выключается зажигание; отсоединяется тяга привода дроссельных заслонок от смесителя и присоединяется к карбюратору; открывается бензиновый кран; закрываются воздушные и дроссельные заслонки смесителя; открывается крышка карбюратора; включается зажигание и производится пуск двигателя на бензине.

Заполнение автомобильных .баллонов газовым топливом производится на стационарных и передвижных автомобильных газонаполнительных станциях. На этих же станциях, помимо заправки, производится при необходимости слив газа из баллона. Подробно заправка описана в гл. 4.

Ваш отзыв