В газораспределительном механизме проверяют и ре­гулируют зазоры между бойками коромысел и торцами стержней клапанов. Механизм декомпрессии тракторов МТЗ-52, МТЗ-52Л, ЮМЗ-6АЛ, ЮМЗ-6АМ, ДТ-75М, ДТ-75МВ, Т-4А и Т-130 регулируют одновременно с кла­панами. У самоходного шасси Т-16М, тракторов Т-25А, Т-74, ДТ-75 механизм декомпрессии в эксплуатационных условиях не регулируют, а периодически осматривают и подтягивают крепежные детали. Данные, необходимые для регулирования газораспределительного и декомпрессион­ного механизмов, приведены в таблице 10.

10. Данные для проверки и регулирования газораспределительного и декомпрессионного механизмов

Трактор,

самоходное

шасси

Зазор между стержнем клапана и бойком коромысла у холодного дви­гателя, мм

Зазор в деком­пресси­онном меха­

Осевой зазор распреде­лительно­го вала,

Ориентир для уста­новки поршня пер­вого цилиндра в ВМТ

впуск­

ной

клапан

выпуск­ной кла­пан

низме,

мм

мм

1

2

3

4

5

6

К-701

0,25— 0,30

0,25— 0,30

0,12— 0,26

Риски на шестер­не привода топ­ливного насоса и указатель на картере махови­ка

К-700

0,25— 0,30

0,25—

0,30

0,08— 0,20

Метка 0 на махо­вике и указа­тель на картере маховика

Т-150,

0,48—

0,48—

           

0,16—

Указатель ВМТ,

Т-150К

0,50

0,50

0,28

установленный на картере

Т-130

0,30

0,30

0,5—

1,00

0,10— 0,33

Метка на махови­ке «ВМТ 1 — 4-го цилиндра» и указатель на картере махови­ка (под крыш­кой люка)

У тракторов «Беларусь», ЮМЗ-6АЛ, ЮМЗ-6АМ, ДТ-75М, ДТ-75МВ и Т-4А снимают капот двигателя и кол­пак крышки головки цилиндров. Проверяют затяжку гаек крепления стоек валика коромысел. Включив декомпрес­сионный механизм (кроме тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82), поворачивают коленчатый вал двигателя до тех пор, пока оба клапана первого цилиндра закроются. Вывинтив уста­новочную шпильку из картера маховика и вставив ее в то же отверстие ненарезанной частью, медленно поворачива­ют коленчатый вал до совмещения шпильки с углублением на маховике.

1

2

3

4

5

6

Т-4А

0,25— 0,30

0,25—

0,30

1

0,10— 0,50

Установочный винт в корпусе задней балки

ДТ-75М

0,25—

0,30

0,25—

0,30

1

0,10—

0,50

Установочный винт на картере маховика

МТЗ-80,

МТЗ-82,

МТЗ-80Л,

МТЗ-82Л

0,25—

0,30

0,25—

0,30

0,3—

1,04

Установочная шпилька карте­ра маховика (при совмеще­нии с отверсти­ем в маховике поршень перво­го цилиндра не доходит до ВМТ на угол начала подачи топли­ва)

МТЗ-50Л,

МТЗ-52,

МТЗ-52Л

ЮМЗ-АЛ,

ЮМЗ-АМ

Т-40М,

Т-40АМ,

Т-40АНМ

0,30

0,25— 0,30

0,30

0,25—

0,30

1

0,20

0,08— 0,20

То же

Т-25А

0,30

0,30

Не ре- гули- рует- ся

Метка «ВМТ» на шкиве привода вентилятора

Т-16М

0,30

0,30

Не ре- гули- рует- ся

То же

При этом поршень первого цилиндра ока­жется в положении ВМТ такта сжатия.

Выключив декомпрессионный механизм, замеряют щу­пом или устройством КИ-9918 фактический зазор между стержнем клапана и бойком коромысла у обоих клапанов первого цилиндра. При необходимости отпускают контргай­ку регулировочного винта на коромысле клапана и, завин­чивая или отвинчивая винт, устанавливают требуемый за­зор между коромыслом и клапаном. Затянув контргайку, вновь проверяют зазор, поворачивая штангу толкателя вокруг ее оси.

Не изменяя положения коленчатого вала, регулируют механизм декомпрессии первого цилиндра. Для этого уста­навливают валик декомпрессора так, чтобы регулировоч­ные винты заняли вертикальное положение. Отпустив контргайку, отворачивают регулировочный винт декомпрес­сора проверяемого клапана до упора сферической головки. в валик.

Затем, заворачивая винт, выбирают зазоры между вин­том и коромыслом, стержнем клапана и коромыслом. Пос­ле этого винт заворачивают дополнительно на 3Д—4Д обо­рота и затягивают контргайку. К регулированию механизма декомпрессии нужно относиться внимательно, так как, расстояние между клапаном и поршнем, когда он находится в ВМТ, небольшое, и неправильная регулировка, механизма может привести к ударам клапанов о поршни. .

Отрегулировав зазоры в газораспределительном и дел компрессионном механизмах первого цилиндра, вынимают- установочную шпильку и снова завинчивают ее в отвер­стие картера маховика. Для регулирования зазоров в механизмах последующих цилиндров поворачивают коленчатый вал на ‘/2 оборота для 4-цилиндрового двигателя и на 1/з оборота — для 6-цилиндрового двигателя трактора Т-4А, имеющих порядок работы цилиндров соответственно 1—3—4—2 и 1—5—3—и 6—2—4-. По окончании регулирования снятые детали устанавливают на двигатель.

У трактора Т-130 перед регулированием снимают под­дон воздухоочистителя и крышку люка кожуха маховика для доступа к указателю ВМТ. Вводят шестерню механиз­ма включения в зацепление с зубьями венца маховика, включают сцепления пускового устройства и ставят рычаг декомпрессора в положение «Пуск».

При закрытом кране топливного бачка и выключенном зажигании пускового двигателя вращают коленчатый вал основного двигателя с помощью пусковой рукоятки до ус­тановки поршня первого цилиндра в ВМТ в конце такта сжатия. Это положение достигается совмещением метки «ВМТ 1—4-го цилиндра», нанесенной на маховике основ­ного двигателя, с укрепленным на картере маховика ука­зателем.

Поставив рычаг декомпрессора в положение «Рабочее», проверяют зазоры между бойками коромысел и клапанами первого цилиндра. При необходимости ослабляют контр­гайку регулировочного винта и регулируют зазор.

Зазор между штангой декомпрессора и коромыслом впускного клапана при необходимости регулируют враще­нием наконечника.

Зазоры газораспределительного и декомпрессионного механизмов остальных цилиндров регулируют в такой же последовательности, каждый раз поворачивая коленчатый вал на Уг оборота и придерживаясь порядка работы ци­линдров 1—3—4—2. По окончании регулирования уста­навливают детали на место.

У тракторов Т-150, Т-150К коленчатый вал прокручи­вают при помощи дублирующего механизма пуска, пока стержень указателя ВМТ (находится с правой стороны на картере маховика) совпадет с лункой на маховике при такте сжатия в первом цилиндре. Сняв лючок на картере маховика под топливным фильтром грубой очистки, под болт устанавливают стрелку из проволоки и совмещают бе конец с риской на маховике, обозначенной «ВМТ».

Освободив стержень указателя ВМТ (под действием пружины он возвращается в первоначальное положение), Продолжают поворачивать коленчатый вал по часовой стрелке (примерно на 45°) до совмещения конца стрелки с риской на маховике, отмеченной цифрами 1 и 4.

Проверив и отрегулировав зазоры между бойками коромысел и торцами впускных и выпускных клапанов пер­вого и четвертого цилиндров в обычном порядке, провора­чивают коленчатый вал на 240° в том же направлении до совпадения риски с цифрами 2 и 5 и конца стрелки. При этом метки 3 и 6 пропускают. Отрегулировав зазоры в клапанах второго и пятого цилиндров, снова прокручивают коленчатый вал на 240° до совпадения стрелки и меток 3 и 6, затем регулируют клапаны в этих цилиндрах.

У трактора К-700 последовательность регулирования зазоров между клапанами и коромыслами отдельных ци­линдров определяется порядком их работы: 1—5—4—2—•

7—8.   При этом цилиндры 1, 2, 3, 4 расположены в пра­вом по ходу трактора ряду соответственно от радиатора к маховику, а цилиндры 5, 6, 7 и 8 — аналогично в левом ряду. Порядок регулирования следующий. Отвернув ба­рашки, снимают колпаки крышек головок цилиндров. Ло­миком, устанавливаемым в отверстия маховика, повора­чивают коленчатый вал до тех пор, пока оба клапана первого цилиндра закроются (такт сжатия). Затем, мед­ленно прокручивая коленчатый вал, совмещают метку 0 на маховике с указателем на картере маховика. При не­обходимости зазоры регулируют в указанных пределах при помощи регулировочных винтов, предварительно ослабив контргайки. Затянув контргайки, снова проверяют зазоры.

Для регулирования зазоров между клапанами и коро­мыслами остальных семи цилиндров прокручивают колен­чатый вал каждый раз на !Д оборота.

При снятом радиаторе коленчатый вал можно прокру­тить ключом за болт. В этом случае установку поршня первого цилиндра в ВМТ производят совмещением риски на шкиве коленчатого вала с меткой 0 на крышке картера шестерен распределения.

У трактора К-701 снимают крышку смотрового люка, находящегося на картере маховика. Через смотровой люк видны риски, нанесенные на шестерне привода топливного насоса высокого давления, и указатель на картере махо­вика.

Коленчатый вал вращают механизмом поворота, уста­новленным на картере маховика с правой стороны, или ло­миком за маховик через нижний люк картера маховика (по направлению вращения вала).

Зазоры между бойками коромысел и торцами клапа­нов отдельных цилиндров регулируют в соответствии с порядком их работы (1 —12—5—8—3—10—6—7-—2—11 —

9)         одновременно в трех цилиндрах при каждой уста­новке коленчатого вала по совмещению риски на шестер­не привода топливного насоса с указателем.

Метки, нанесенные на шестерне около рисок, указыва­ют номера цилиндров, на которых можно регулировать зазоры в клапанах при данном положении коленчатого вала. Мри этом оба клапана регулируемого цилиндра должны пить закрыты.

Для регулирования зазоров между клапанами и коро­мыслами 1-го, 5-го и 12-го цилиндров совмещают риску с метками 1,5, 12 с указателем картера маховика. Ослабля­ют контргайку и, вращая регулировочный винт отверткой, устанавливают требуемый зазор для каждого клапана. Придерживая винт отверткой, затягивают контргайку и проверяют зазор.

Затем поворачивают коленчатый вал в направлении его вращения каждый раз на 180° до совмещения очередных меток шестерни привода топливного насоса с указателем картера маховика и регулируют зазоры в 3-м, 8-м и 10-м цилиндрах; 2-м, 6-м и 7-м; 4-м, 9-м и 11-м.

Ваш отзыв