Причины нарушения плотности прилегания клапанов выявляют в следующем порядке.

Проверяют зазоры в механизме газораспределения и регулировку декомпрессионного механизма.

Осмотром определяют состояние клапанных пружин, коромысел, штанг и других деталей механизма газорас­пределения. С помощью приспособления КИ-723 измеряют упругость клапанных пружин непосредственно на двига­теле. Усилия, развиваемые клапанными пружинами, долж­ны соответствовать данным, приведенным в таблице 6, иначе пружины подлежат замене.

6. Усилия, развиваемые клапанными пружинами в рабочем положении, Н

Ориентировочно неплотность прилегания клапанов, за­висящую от состояния рабочих поверхностей клапанных гнезд и клапанов, определяют по характерному шипению или свисту воздуха во впускных и выпускных каналах головки цилиндров при прокручивании коленчатого вала вручную со снятыми коромыслами. Однако такая провер­ка не может служить основанием для разборки двига­теля и ремонта головки.

Точную оценку неплотности прилегания клапанов про­водят с помощью компрессорно-вакуумной установки КИ-13907 и индикатора расхода газов КИ-13671. Перед проверкой снимают валики коромысел, форсунки и фильтр грубой очистки воздуха. На место форсунки первого ци­линдра устанавливают и закрепляют наконечник воздухо­раздаточного шланга компрессорно-вакуумной установки.

В ресиверах установки КИ-13907 создают давление 0,20—0,25 МПа. Устанавливая корпус индикатора расхода газов поочередно на выпускном и впускном трубопроводе, регулятором компрессорно-вакуумной установки создают рабочее давление 0,2 МПа. Затем, подавая сжатый воздух в проверяемый цилиндр, индикатором расхода газов опре­деляют утечку воздуха через выпускной и впускной кла­паны (табл. 7).

Аналогично проверяют расход воздуха через клапаны остальных цилиндров. Если неплотность хотя бы одного клапана превышает допустимое значение, головку цилинд­ров ремонтируют.

Снимают с двигателя головку цилиндров и разбирают ее в следующем порядке. Сжимают пружины клапанов с помощью приспособления (например, ОР-9313 или др.). Снимают сухарики клапанов, тарелки пружин, наружные и внутренние пружины клапанов. Вынимают впускные и выпускные клапаны, предварительно пометив их соответ­ствующими номерами. Осматривают клапаны и при на­личии на рабочих поверхностях рисок, задиров и раковин заменяют их или шлифуют.

Вставляют клапаны в головку цилиндров (на свои ме­ста) и с помощью штангенглубинометра или индикатор­ного приспособления проверяют утопание клапанов отно­сительно поверхности головки (табл. 8).

8. Утопание тарелки клапана, мм

Трактор, самоходное шасси

Клапан

Ном.

Доп.

К-700, К-701

Впускной

1,5—1,6

2,7

Выпускной

1,6—2,0

3,2

Т-4А, ДТ-75М, Т-100М,

Впускной

1,1—1,5

2,5

Т-130

Выпускной

1,1—1,5

3,0

Т-150, Т-150К

Впускной

0,3—0,7

2,0

Выпускной

0,5—0,9

2,0

МТЗ, ЮМЗ

Впускной

1,6—2,6

3,0

Т-40М

Выпускной

1,1—2,0

3,5

Т-16М, Т-25А

Впускной

1,7—2,5

3,0

Выпускной

1,2—2,0

3,0

Если утопание хотя бы одного клапана превышает до­пустимое значение, головку цилиндров заменяют. На трак­торах К-700, К-701, Т-150, Т-150К, ДТ-75, МТЗ-80, МТЗ-82 применяют вставные седла из специального чугуна, поэто­му ремонт гнезд головки цилиндров сводится к замене седел.

Рис. 3. Последовательность обработки клапанных гнезд фрезами с различны­ми углами наклона режущей кромки:

/ — черновой, 45°; // — черновой, 75°; III — черновой, 15°; IV — чистовой, 45°

При наличии рисок, задиров и раковин на рабочих по­верхностях клапанных гнезд их восстанавливают. При этом сначала обрабатывают черновой фрезой (шарошкой) с углом режущей кромки 45° до полного удаления следов износа, затем фрезами с углами режущей кромки 15 и 75° придают фаске нужную ширину. Ширина фаски гнезда для впускных клапанов должна быть 2,0—2,5 мм, а для выпускных—1,5—2,0 мм. Окончательную обработку про­водят чистовой фрезой с углом режущей кромки 45° (рис. 3).

У тракторов К-700, К-701, Т-150 и Т-150К сначала по­лируют фаску гнезда впускного клапана под углом 120°, а выпускного — под углом 90° до выведения следов износа и замеряют утопание клапанов. Если оно выше допустимо­го, то седло заменяют, если нет — обрабатывают нижнюю кромку фаски шлифовальным кругом с углом конуса 150°, а верхнюю кромку — 60°.

Притирают клапаны на специальном станке ОПР-1841А или с помощью электрического, пневматического и ручно­го приспособления. Для ручной притирки используют ко­ловорот и притирочную пасту ГОИ, а при ее отсутствии — мелкую абразивную пыль и дизельное масло.

Притирку выполняют следующим образом. Надевают на стержень клапана технологическую пружину, устанав­ливают клапан в направляющую втулку и наносят на фас­ку клапана или гнездо притирочную пасту. Энергичным движением прижимают и одновременно поворачивают кла­пан на 20—30° сначала в одну сторону, а при следующем движении — в другую. Периодически вынимают клапан и наносят новые порции притирочной пасты. Продолжают притирку до тех пор, пока на фасках клапана и гнезда не появится непрерывный матовый поясок. Ширина притер­той фаски должна быть везде, одинаковой, разрывы мато­вой полоски и наличие рисок на ней не допускаются.

Ширина матовой полоски на фаске впускного клапана должна быть не более 2,0 мм и выпускного — 1,5 мм. Рас­стояние от верхней кромки матовой полоски до цилиндри­ческого пояска тарелки клапана должно составлять не менее 0,5 мм (рис. 4).

Плотность прилегания клапана к гнезду проверяют разными способами.

Самый простой способ — проверка с помощью ка­рандаша. Для этого поперек фаски притертого клапана наносят мягким карандашом 10—15 черточек и поворачи­вают клапан на оборота. Все черточки на рабочей по­верхности фаски должны быть стерты.

Плотность прилегания клапанов можно определить за­ливкой керосина поочередно во впускные и выпускные ка­налы собранной головки цилиндров. В хорошо притертой

9. Параметры клапанных пружин

Длина (высо­та) пружины, мм

Усилие (нагрузка) пружины, сжатой до рабочей длины, Н

Трактор,

самоходное шасси

Клапанная

пружина

в сво­бод­ном состо­янии

в ра­бочем состо­янии

ном.

ДОП.

К-700, К-701

Внутренняя

63

37

241—271

220

Наружная

74

42

419—473

380

Т-100М, Т-130

Внутренняя

80

60

42—51

36

Наружная

92

78

318—370

270

Т-150, Т-150К,

Внутренняя

63

37

241—271

220

Т-4А, ДТ-175С,

Наружная

74

42

420—472

380

ДТ-75МВ

МТЗ-52,

Внутренняя

77

48

140—165

133

ЮМЗ-6АЛ,

Наружная

77

39

135—159

128

ЮМЗ-6АМ

МТЗ-80, МТЗ-82

Внутренняя

58

48

81—95

77

Наружная

64

54

160—188

152

Т-40М, Т-25А,

я-п*

58

50

147—165

132

Т-16М

клапанной паре керосин не просачивается в течение

мин.

В ремонтной мастерской герметичность клапанной па­ры можно проверить специальным пневматическим при­способлением (рис. 5). Собранную головку устанавливают на стол пружинами вниз, тарелки клапанов покрывают дизельным топливом или эмульсией. При подаче воздуха во впускные и выпускные каналы головки под давлением 0,03—0,05 МПа поверхность топлива или эмульсии должна быть в состоянии покоя.

При неудовлетворительных результатах проверки кла­пан притирают снова.

Перед сборкой головки цилиндров проверяют упругость клапанных пружин на приборах КИ-040, МИП-100 и др.

Усилие (нагрузка) клапанных пружин, сжатых до ра­бочей длины, должно соответствовать данным таблицы 9. После освобождения от нагрузки пружина не должна иметь остаточной деформации. Пружины, параметры кото­рых не соответствуют данным таблицы 9, подлежат за­мене.

Ваш отзыв