Угол начала подачи топлива плунжерной пары прове­ряют и при необходимости регулируют после установки на двигатель нового или отремонтированного насоса с по­мощью приспособления КИ-13902, включающего моментоскоп КИ-4941 и комплект шаблонов-угломеров.

Простейший моментоскоп можно изготовить из отрезка трубки высокого давления длиной 40—50 мм, соединив его с резиновой трубкой отрезком стеклянной трубки с внутренним диаметром 1—2 мм, длиной 40—50 мм.

Данные, необходимые для проверки угла начала пода­чи топлива насосом, представлены в таблице 4.

4. Данные для проверки угла начала подачи топлива

Трактор, само­ходное шасси

Способ установки поршня 1-го цилиндра в ВМТ или положение, соответствующее установочному углу начала по­дачи топлива

Угол начала по- : дачи топлива, град, до ВМТ

Деталь для измере­ния угла начала подачи топлива

Длина дуги на детали, соответ­ствующая 1 град., мм

1

2

3

4

5

К-701

Риска против цифры 19 на гасителе кру­тильных ко­лебаний — указатель

18—20

Гаситель крутиль­ных колебаний

К-700

Риска против цифры 18 на маховике — стрелка ука­зателя на картере ма­ховика

17—19

Маховик

Т-150, Т-150К

Стержень ука­зателя ВМТ— углубление на маховике

26—29

»

Т-4Л

Установочная шпилька — уг­лубление на маховике

26—28

Вилка топливного насоса

0,53

Угол начала подачи топлива проверяют и регулируют в следующем порядке. В первую секцию топливного насо­са вместо рабочей пружины нагнетательного клапана ус­танавливают специальную (технологическую) пружину из комплекта приспособления КИ-4941. При отсутствии пружины ее можно изготовить в любой мастерской. Раз­меры технологической пружины должны соответствовать размерам пружины нагнетательного клапана, а диаметр проволоки должен быть в 2 раза меньше.

Устанавливают моментоскоп на 1-ю (у трактора К-701 — на 12-ю) секцию топливного насоса, отсоединив предварительно трубку высокого давления. Ослабляют за­тяжку накидных гаек топливопроводов на остальных шту­церах топливного насоса. На тракторах К.-700, Т-150К, Т-130 и Т-100М открывают смотровой люк в кожухе ма­ховика, на тракторе К-701 — крышку люка гасителя кру­тильных колебаний.

Включают полную подачу топлива и прокручивают коленчатый вал двигателя вручную (рукояткой или через пусковое устройство) до начала заполнения стеклянной трубки моментоскопа топливом.

Движение топлива в трубке моментоскопа свидетель­ствует о том, что поршень первого цилиндра приближает­ся к ВМТ в конце такта сжатия.

После ориентировочного определения начала нагнета­ния топлива в первый цилиндр медленно прокручивают коленчатый вал по направлению вращения до прихода поршня первого цилиндра в ВМТ (тракторы Т-150, Т-150К, Т-4А, Т-130, Т-100М, ДТ-75М, ДТ-75, ДТ-75МВ, ДТ-75В) или до позиции, соответствующей установочному углу на­чала подачи топлива (тракторы «Беларусь», Т-70С, Т-70В, Т-40М, Т-40АМН, самоходное шасси Т-16М). Способ оп­ределения ВМТ поршня или позиции коленчатого вала, соответствующей установочному углу начала подачи топ­лива, указан в таблице 4.

Закрепляют на двигателе около наружной цилиндриче­ской поверхности детали (табл. 4) указатель в виде куска проволоки. На поверхности детали шкива против указате­ля наносят риску.

У трактора Т-4А закрепляют указатель на топливном насосе против риски «ВМТ» на вилке насоса. У тракторов Т-150, Т-150К совмещают указатель с отметкой «ВМТ» на маховике.

Далее прокручивают коленчатый вал против направле­ния вращения примерно на четверть оборота. Ослабляют крепление моментоскопа так, чтобы уровень топлива сни­зился до середины трубки.

Затем медленно прокручивают вал по направлению вращения до начала подъема уровня топлива в трубе мо­ментоскопа. Наносят на шкиве вторую риску. Замеряют длину дуги между двумя рисками универсальным угломе­ром КИ-13926 или шаблоном-угломером, а при их отсутст­вии— гибкой металлической линейкой или полоской милли­метровой бумаги. Длина дуги должна соответствовать значениям, приведенным в таблице 4.

На тракторах, у которых поршень первого цилиндра ус­танавливается в позицию, соответствующую установочно­му углу начала подачи топлива, обе риски должны сов­пасть.

На тракторах К-700, К-701, Т-150 и Т-150К по делению иа маховике, находящемуся против указателя, отсчитыва­ют угол начала подачи топлива в градусах поворота ко­ленчатого вала.

Угол начала подачи топлива у большинства двигателей тракторов регулируют смещением шлицевого фланца от­носительно шестерни привода топливного насоса. Для это­го снимают счетчик моточасов или крышку люка с крыш­ки шестерен распределения, отгибают усики стопорных шайб, отворачивают два болта, крепящие шлицевой фла­нец к ступице шестерни привода топливного насоса. Клю­чом поворачивают за гайку кулачкового вала насоса шли­цевой фланец вместе с валом в требуемом направлении до совпадения ближайших отверстий в ступице шестерни и во фланце.

При повороте по часовой стрелке угол начала подачи топлива увеличивается, против часовой стрелки — умень­шается. Поворот фланца и кулачкового вала до совмеще­ния ближайших отверстий изменяет угол начала подачи топлива на 3°.

На тракторах Т-150 и Т-150К для изменения угла нача­ла подачи топлива ослабляют гайки крепления топливно­го насоса к проставке. Замечают, с каким делением на лимбе проставки совпадает риска на фланце насоса. Пос­ле этого топливный насос поворачивают на соответствую­щее количество делений по часовой стрелке (для увеличе­ния угла начала подачи) или против нее (для уменьшения угла начала подачи).

Каждое деление на лимбе соответствует 2° угла пово­рота коленчатого вала. После поворота насоса необходимо закрепить его гайками и проверить угол начала подачи топлива.

На тракторах К-700 и К-701 угол начала подачи топ­лива регулируют поворотом полумуфты привода топлив­ного насоса относительно корпуса муфты.

По окончании проверки и регулирования угла начала подачи топлива снимают моментоскоп и устанавливают на место рабочую пружину нагнетательного клапана.

На тракторах МТЗ-100, МТЗ-102, МТЗ-80, МТЗ-80Л, МТЗ-82, МТЗ-82Л, кроме того, регулируют осевой зазор шестерни привода насоса и компрессора. Для этого, отпу­стив контргайку, вворачивают регулировочный болт до упора в планку, а затем выворачивают его на 7з—!/г обо­рота и законтривают.

Ваш отзыв