Исправность реле-регулятора проверяют с помощью прибора КИ-1093. Для этого подключают реле-регулятор к прибору, включают аккумуляторную батарею, пускают и задают частоту вращения коленчатого вала согласно таб­лице 49. Устанавливают нагрузку генератора 14± 1А (при проверке реле-регулятора РР 362-Б), 10± 1 А (при провер­ке реле-регуляора РР 362-Б1),       40±1    А (при проверке

реле-регулятора РР 385-Б) и измеряют регулируемое на­пряжение. Оно должно быть соответственно 13,2—14,0; 13,6—14,2; 13,5—14,3 В —летом; 14,0—15,2; 14,2—15,4 и 14,3—15,3 В — зимой. В противном случае проверяют со­стояние контактов и, сняв крышку, корректируют регуля­тор напряжения. Контакты регулятора должны быть чи­стыми и не иметь следов подгорания.

Для того чтобы повысить напряжение, увеличивают на­тяжение пружины регулятора, а чтобы снизить — умень­шают.

Реле-регулятор РР 362-Б 1 регулированию не подлежит.

Для проверки реле защиты реле-регулятор типа РР 362 или РР 385 подключают к прибору КИ-1093, как показано на рисунке 39. Затем включают аккумуляторную батарею и, медленно увеличивая реостатом ток, фиксируют его мак­симальное значение при срабатывании реле. Сила тока должна быть 4,0—4,5 А.

Если сила тока срабатывания реле не соответствует приведенным данным, проверяют состояние контактов и регулируют реле защиты, увеличивая натяжение пружины для повышения тока или уменьшая натяжение пружины для понижения его (реле-регулятор РР 362-Б 1 заменяют).

Если требуемые режимы работы регулятора напряжения и реле защиты невозможно установить изменением натяжения пружины, проверяют и регулируют зазоры между сердечниками и якорями, а также между контактами. При разомкнутых кон- тактах регулятора напряжения зазор между якорем и сердечником должен быть 1,4—1,5, между контактами —0,2— 0,3 мм. При разомкнутых кон- тактах реле защиты зазор между якорем и сердечником должен быть 0,7—0,8, между контактами— 0,2—0,3 мм; при замкнутых контактах реле зазор между якорем и сердечником — 0,15— 0,25 мм. Зазор между якорем и сердечником регулируют перемещением кон- тактов, а между контактами— подгибанием ограничителя хода якоря. Исправность интегрального регулятора напряжения проверяют по схеме, представленной на рисунке 40. В качестве источника тока используют аккумуляторную батарею трак- тора или посторонний источник постоянного тока напряжением 12—12,5 В.

Р и с. 39. Схема проверки реле защиты контактно-транзисторного реле-регулятора прибором КИ-1093:

1 — прибор КИ-1093;          2 — реле-регулятор;

3 — генератор; 4 — аккумуляторная ба­тарея; 5 — выключатель аккумуляторной батареи

Рис. 40. Схема проверки интегрального регулятора напряжения прибором КИ-1093:

/—•генератор; 2 — прибор КИ-1093;        3 —

источник тока

Исправность регулятора определяют по показаниям вольтметра: если он показывает не более 1,5 В, то регу­лятор исправен, около 12 В —имеется внутренний обрыв, около 1 В — короткое замыкание входной цепи. Неисправ­ный регулятор заменяют.

Основные причины неисправностей контактно-транзи­сторных реле-регуляторов следующие.

При загрязнении контактов регулятора напряжения в момент их замыкания не запирается транзистор, а поэтому напряжение генератора больше регулируемого значения. Сила тока также большая даже при заряженной батарее.

Контакты протирают замшей или плотной тканью, смо­ченной спиртом или очищенным бензином.

При обрыве обмотки регулятора напряжение генера­тора повышается больше установленного значения.

Обрыв обмотки проверяют омметром или контрольной лампой. Дефектные обмотки заменяют или спаивают в месте обрыва.

Обрыв цепи дополнительного резистора приводит к уве­личению ЭДС самоиндукции в обмотке возбуждения.

При обрыве резистора температурной компенсации на­рушается цепь обмотки регулятора напряжения. Регулятор не работает.

Обрыв ускоряющего резистора прерывает цепь обмотки регулятора, что, так же как и в предыдущем случае, вы­зывает значительное повышение напряжения генератора.

Разрушенные резисторы заменяют исправными. Значе­ния сопротивлений проверяют омметром. При пробитом транзисторе (сопротивление перехода эмиттер — коллектор равно нулю) напряжение генератора не регулируется и достигает большого значения. В случае обрыва в цепи транзистора (сопротивление перехода эмиттер — коллектор равно бесконечности) генератор не возбуждается.

Состояние транзистора реле-регулятора можно прове­рить на тракторе при неработающем двигателе. Для этого снимают крышку реле-регулятора и подключают контроль­ную лампу одним проводом на зажим Ш реле-регулятора, а другим — на корпус трактора («массу»). Включают ак­кумуляторную батарею. Если лампа горит, то транзистор исправен или пробит, а если не горит, то имеет место об­рыв в цепи транзистора. Затем нажимают пальцем на якорек регулятора напряжения или якорек реле защиты для замыкания контактов этих приборов. Если транзистор

 исправен, то в момент замыкания контактов регулятора или реле он за- прется и лампа погаснет. С помощью омметра транзисторы проверяют следующим образом. Если к базе транзистора типа р—п—р подключить плюсовой вывод внутренней батареи омметра, то переходы будут закрыты и омметр покажет большое сопротивление (десятки кОм) между базой и кол- лектором или базой и эмиттером (рис. 41, а). Если же к базе подключить минусовой вывод внутренней батареи, омметр покажет малое сопротивление (десятки Ом) между базой и коллектором или эмиттером. При проверке транзисторов типа п—р—п омметр отключают по схеме, приведенной на рисунке 41,6. Прямое сопротивление пере- хода имеет обычно значение порядка десятков или сотен Ом, обратное — сотен кОм или единиц МОм.

Транзистор неисправен, если сопротивление намного отличается от указанных значений. Близкое к нулю сопро­тивление указывает на замыкание переходов, очень боль­шое— на нарушение (обрыв) контактов.

Рис. 41. Проверка транзисторов:

а — схема измерения сопротивления пе­реходов транзисторов типа р—п—р; б — схема измерения сопротивления перехо­дов транзисторов типа п—р—п

Ваш отзыв