Исправность генератора проверяют с помощью вольт­метра КИ-1093.

Для этого подключают прибор к клемме В реле-регуля­тора генератора, снабженного реле-регулятором РР-362 или РР-385 (для тракторов МТЗ-80, МТЗ-82, ДТ-75 и его модификации, Т-70С, Т-4А, К-700, К-700А и К-701) или к клемме Б генератора типа 3701 с интегральным регулято­ром напряжения (для других тракторов).

Включают аккумуляторную батарею. Устанавливают частоту вращения коленчатого вала двигателя и силу то­ка нагрузки генератора в соответствии с данными табли­цы 49 и фиксируют напряжение на клеммах генератора, которое должно быть не менее 12,5 В.

Колебания силы тока и напряжения не допускаются. Если напряжение меньше указанного, генератор неис­правен.

49. Частота вращения коленчатого вала и ток нагрузки при испытании генераторов

Трактор, самоходное шасси

Генератор

Частота вращения коленча­того вала, мин-‘

Ток нагруз ки, А

К-701

Г-287Д

1200

70,0

К-700А, К-700

Г-287Е

1350

70,0

Т-150, Т-150К

Г-306К

Г-309

545.3701

15.3701

1450

1600

1600

1600

23,5

55.0

36.0

55.0

Т-130, Т-100МЗ

Г-306Ж

135.3701

545.3701

780

780

900

23.5

 36,0

Т-4А, ДТ-75М, ДТ-75МВ

Г-306Б

131.3701

541.3701

1450

1450

1610

23.5

 36,0

ДТ-75В, ДТ-75Н, Т-74

Г-306Г

133.3701

543.3701

1240

1240

1430

23.5

 36,0

МТЗ-100, МТЗ-102

46.3701

1320

36,0

МТЗ-80, МТЗ-82

Г-306Д

1600

23,5

МТЗ-80Л, МТЗ-82Л

134.3701

1600

23,5

Т-70С, Т-70В

544.3701

1700

36,0

ЮМЗ-6АЛ, ЮМЗ-6АМ

13.3701

1230

23,5

ЮМЗ-6КЛ, ЮМЗ-6КМ

46.3701

1420

36,0

Т-40М, Т-40АМ, Т-40АНМ

Г-306В

1300

23,5

Т-25А1, Т-25А2, Т-25АЗ

Г-306И

1300

23,5

Т-16М

136.3701

469.3701

1300

1500

23,5

36,0

Обнаружение неисправностей генерато­ров типа Г-287. Плохой контакт между щетками и кон­тактными кольцами ротора возникает при загрязнении и промасливании контактных колец, большом износе щеток и контактных колец, уменьшении давления пружин на щетки и зависании щеток в щеткодержателях. При таких неисправностях повышается сопротивление в цепи возбуж­дения и, следовательно, уменьшается мощность генерато­ра. Напряжение генератора достигает заданного значения при повышенной частоте вращения ротора. Кроме того, может возникать колебание стрелки амперметра.

Для устранения неисправности снимают щеткодержа­тель и проверяют состояние щеток и контактных колец ротора. Окисленную поверхность колец зачищают стек­лянной шкуркой зернистостью 100—140, изношенные кольца протачивают. Щетки должны свободно перемещаться в щеткодержателе. Щетки, изношенные до высоты менее 7 мм, заменяют. Давление пружины на щетку должно быть в пределах 1,8—2,6 Н. Для определения давления пружины каждой щетки из щеткодержателя удаляют одну щетку, а другой щеткой, оставшейся в щеткодержателе, нажимают на чашу стрелочных весов (рис. 34).

Обрыв обмотки возбуждения чаще всего возникает в местах пайки концов обмотки к контактным кольцам. Его определяют омметром или контрольной лампой, подклю­ченной к контактным кольцам последовательно с источни­ком тока. Неисправность устраняют бескислотной пайкой мягкими припоями.

Если обрыв произошел внутри катушки, заменяют или перематывают катушку.

При обрыве обмотки возбуждения в обмотке статора индуктируется ЭДС не более 5 В, обусловленная остаточ­ным магнетизмом стали ротора.

Замыкание обмотки возбуждения на корпус ротора происходит при разрушении изоляции обмотки. Замкнутая на корпус обмотка закорачивается и по ней не проходит ток. В результате генератор не работает. Эту неисправ­ность определяют контрольной лампой при напряжении 220 В. Один проводник соединяют с любым контактным кольцом, а другой — с сердечником или валом ротора. Лампа горит при замкнутой обмотке. Если невозможно изо­лировать обмотку от корпуса, ее заменяют.

Межвитковое замыкание в катушке обмотки возбуж­дения возникает вследствие разрушения изоляции провода обмотки при перегреве или механическом повреждении. В результате уменьшается сопротивление цепи обмотки возбуждения, что вызывает увеличение тока возбуждения. Это может привести к перегреву выходного транзистора реле-регулятора и его пробою.

Рис. 34. Проверка давления пружины щеткодержателя

Межвитковое замыкание определяют измерением со­противления катушки при помощи омметра. Оно должно быть равным 3,7 Ом.

Замыкание обмотки статора на корпус возникает из-за механического или теплового повреждения изоляции об­мотки. При этой неисправности значительно снижается мощность генератора.

Неисправность определяют контрольной лампой. При напряжении 220 В подключают один провод на сердечник статора, а другой — на любой вывод обмотки статора; лампа горит только при замыкании обмотки на корпус. Проверку производят при отключенном блоке выпрямите­ля от концов фаз. Дефектные катушки обмотки статора заменяют новыми.

Обрыв в цепи фазной обмотки статора вызывает вы­ключение фазы, что увеличивает сопротивление в цепи обмотки статора. При такой неисправности снижается на­пряжение и мощность генератора, а аккумуляторная ба­тарея заряжается не полностью.

В случае обрыва цепи двух фаз генератор не работает.

В разобранном генераторе для определения обрыва в фазной обмотке статора поочередно подключают к акку­муляторной батарее через лампочку по две фазы обмот­ки; обрыв цепи выключает ее, а лампа не горит.

Межвитковое замыкание в катушках обмотки статора возникает при разрушении изоляции обмотки. В коротко- замкнутых катушках проходит ток большой силы, катуш­ки перегреваются, значительно снижается мощность гене­ратора, а при включении нагрузки напряжение генератора резко уменьшается.

Разрушенную изоляцию обмотки статора определяют осмотром. Дефектные катушки заменяют новыми.

Для определения межвиткового замыкания в обмотках статора можно использовать дефектоскоп ПДО-1.

Неисправности генератора механического характера (износ и разрушение подшипников, износ шеек вала ро­тора, разработка шпоночной канавки вала и шкива, по­вреждение резьбы на валу и в гайках и др.) выявляют осмотром, а устраняют заменой изношенных деталей и вос­становлением изношенных поверхностей сопряжений.

Основные неисправности выпрямителя. Пробой диодов выпрямительного блока происходит при

перегреве током большой силы, повышении напряжения выше нормы и механических повреждениях.

В пробитом диоде сопротивление практически равно нулю. Он проводит ток в обоих направлениях, что вызы­вает короткое замыкание фаз обмотки статора. В резуль­тате этого снижается напряжение генератора, а аккумуля­торная батарея не заряжается. Если двигатель не работа­ет, она разряжается через пробитые диоды выпрямитель­ного блока.

При пробое, а также при обрыве цепи диода резко уменьшается напряжение генератора в момент включения нагрузки.

Проверку диодов на пробой и обрыв цепи производят контрольной лампой мощностью 1 Вт от аккумуляторной батареи, омметром или с помощью вольтметра КИ-1093.

Диод исправный, если лампа горит только в одном из случаев подключения к батарее. Диод имеет обрыв цепи, если лампа не горит в обоих случаях подключения диодов. Диод имеет короткое замыкание (пробит), если лампа го­рит при любом подключении проводов.

Для проверки диодов, соединенных с шиной, подключа­ют к ней провод от вывода « + » аккумуляторной батареи, а другим проводом, соединенным с выводом « —» батареи, поочередно касаются зажимов блока. При исправном со­стоянии цепи диода лампа горит. Затем подключают к шине провод от вывода «—» аккумуляторной батареи, а другим проводом поочередно касаются зажимов блока. При исправном состоянии диода лампа не горит, а в слу­чае пробоя диода — горит. Так же проверяют диоды, со­единенные с шиной.

В выпрямительных блоках при неисправном диоде за­меняют секцию блока.

При испытании исправного диода его сопротивление будет не более 200 Ом, а при перемене местами концов проводников от омметра к выводам диода — несколько со­тен кОм.

В пробитом диоде сопротивление равно нулю, а при обрыве выводного проводника — бесконечности.

Проверяют силу обратного тока выпрямительных плеч прямой проводимости. Для этого выключают аккумулятор­ную батарею (отключают «массу»), отсоединяют провода, подходящие к клеммам «~» выпрямителя и отводят их в сторону так, чтобы они не касались «массы» трактора,

Рис. 35. Схема проверки выпрямителя прямой проводимости прибором КИ-1093:

1 — реле-регулятор; 2 — выпрямитель; 3 —• генератор; 4 — прибор КИ-1093

Подсоединяют прибор КИ-1093 (рис. 35), включают ак­кумуляторную батарею и, поочередно касаясь клемм вы­прямителя, измеряют силу обратного тока.

У исправного выпрямителя обратный ток на каждом плече не должен превышать 2 А. В противном случае вы­прямитель подлежит замене.

Аналогично проверяют выпрямительные плечи обрат­ной проводимости (рис. 36).

Обнаружение неисправностей генерато­ров типа Г-306. Для проверки обмотки возбуждения генератора отсоединяют от его клемм все провода и под­соединяют к нему прибор КИ-1093, как показано на схеме (рис. 37). Не пуская двигатель, включают аккумулятор­ную батарею и по амперметру проверяют ток, потребляе­мый обмоткой возбуждения. При исправной обмотке ток должен быть в пределах 3—3,5 А.

Рис. 36. Схема проверки выпрямителя обратной проводи­мости прибором КИ-1093 (обозначения позиций см. в подписи к рисунку 35)

Состояние обмотки возбуждения можно определить и контрольной лампой. Для этого подсоединяют вывод « — » аккумуляторной батареи к клемме М генератора, а вывод « + » батареи через контрольную лампу к клемме Ш генератора. Ток менее 3 А (тусклое горение лампы) свидетельствует об обрыве в цепи возбуждения. Ток более 3,5 А (горение лампы полным накалом) указывает па короткое замыкание в обмотке возбуждения.

Исправность выпрямителя и обмоток стартера прове­ряют следующим образом:

подсоединяют вывод « —» батареи к клемме М генера­тора, а « + » батареи через контрольную лампу-—к клем­ме В генератора. Если лампа горит, то неисправен выпря­митель

Р и с. 37. Схема проверки тока, потреб­ляемого обмоткой возбуждения генератора

 (короткое замыкание в одном или нескольких дио­дах обоих полярностей, пробита изоляция между теплоот­водом и корпусом выпрямителя, замкнут плюсовой вывод на корпус генератора);

подсоединяют вывод « —» батареи к одной из клемм переменного тока генератора, а вывод « + » батареи через контрольную лампу — к клемме В генератора. Если лампа горит, пробит один или несколько диодов прямой поляр­ности;

подсоединяют вывод « + » батареи через контрольную лампу к одной из клемм переменного тока, а вывод «—»— к клемме М генератора. Если лампа горит, то пробит один или несколько диодов обратной полярности или произошло короткое замыкание обмотки статора на корпус генера­тора.

Рис. 38. Генератор 15.3701 трактора Т-150К:

1 и 2 — клеммы В и Д постоянного тока; 3 — крышка интегрального регуля­тора напряжения (ИРН); 4 — корпус ИРН; 5 — крышка выпрямителя; 6 — стяжной винт; 7, 12 — крыльчатки; 8, 9 — задняя и передняя крышки; 10 — катушка возбуждения; 11 — крышка подшипника; 13, 22 — подшипники; 14 — вал ротора; 15 — гайка; 16 — шкив; 17 — втулка; 18 — обмотка возбуждения; 19, 20 — пакеты ротора и статора; 21 — обмотка статора; 23 — переключатель регулировки напряжения

Возможные неисправности генераторов типа 3701, их внешние проявления и причины, а также способы устране­ния приведены в таблице 50.

Для замены выпрямительного блока снимают крыш­ку 5 выпрямителя (рис. 38) вместе с блоком напряжения, отсоединяют провода от клемм Д и В, снимают изолятор и провод обмотки возбуждения с болтом на крышке вы­прямителя, а также выводы статора с болтов фазосборника, выворачивают стяжные винты 6, снимают шайбы с выводов статора и выпрямитель с генератора.

Для замены интегрального регулятора напряжения (ИРН) открывают крышку 3, снимают изоляторы и ИРН с крышки, а также прокладку.

Задний подшипник 22 заменяют в следующем порядке: снимают крыльчатку 7 выпрямителя (после выполнения демонтажных работ, необходимых для замены выпрями­тельного блока), съемником спрессовывают заднюю крыш­ку 8 и затем подшипник 22. При сборке подшипник за­прессовывают так, чтобы усилие через оправку передава­лось одновременно на внутреннее и внешнее кольца под­шипника, а упор приходился на выходной конец вала.

Для замены переднего подшипника последовательно снимают шкив 16 (съемником), статор и выпрямительный блок, крышку И, спрессовывают съемником крышку 9 вместе с катушкой возбуждения 10 и подшипником 13, отсоединяют катушку возбуждения от передней крышки 9 и выпрессовывают из нее подшипник 13.

Ваш отзыв