Неисправности аккумуляторных батарей определяют по внешним проявлениям.

Окисление выводов батареи и наконечников стартерных проводов ускоряется при попадании на них электролита, отсутствии смазки и неплотном креплении наконечников. При этом повышается сопротивление в цепи всех потреби­телей, особенно стартера.

Окисленные выводы батареи и наконечники проводов зачищают абразивными шкурками, а после зачистки сма­зывают тонким слоем технического вазелина. При затяж­ке наконечника провода на свинцовом выводе аккумуля­торной батареи в местах соприкосновения поверхностей смазка выдавливается, а в той части, где поверхности не прилегают друг к другу, она остается, что в дальнейшем предотвращает их окисление. После затяжки болтов креп­ления наконечники проводов у выводов смазывают техни­ческим вазелином.

Трещины в мастике и крышках аккумуляторов, а так­же неплотное крепление пробок заливочных отверстий слу­жат причинами выплескивания электролита на поверхно­сти крышек.

Электролит замыкает выводы, что вызывает разряд аккумуляторов.

Небольшие трещины в мастике устраняют ее оплавле­нием, а поврежденные крышки аккумуляторов заменяют.

Ускоренный саморазряд аккумуляторов происходит вследствие замыкания выводов грязью и электролитом, за­мыкания пластин разной полярности осыпавшейся актив­ной массой, разрушения сепараторов, образования мест­ных токов в активной массе пластин. Саморазряд считает­ся ускоренным, если при бездействии в течение первых

суток потеря емкости превышает 10%, а при дальней­шем бездействии такой же продолжительностью — 5 % • Вследствие образования местных токов в активной массе пластин осуществляется электролиз воды, поэтому из электролита выделяются пузырьки водорода и кислорода, что и является признаком ускоренного саморазряда акку­мулятора.

Саморазряд ускоряется при большой загрязненности электролита высыпавшейся из пластин активной массой и попадании в аккумуляторы посторонних примесей, не­дистиллированной воды и не химически чистой серной кислоты.

Поверхность батареи очищают от пыли, грязи и элект­ролита. Электролит на поверхности крышек нейтрализуют протиркой тряпками, смоченными в 10%-ном водном рас­творе нашатырного спирта или кальцинированной соды.

Если установлено, что саморазряд аккумуляторов про­исходит из-за загрязнения электролита, то такую батарею разряжают током, соответствующим 0,1 вместимости бата­реи, до напряжения 1,1—1,2 В на один аккумулятор, что­бы посторонние металлы и их окислы, попавшие в акку­мулятор, перешли с активной массы отрицательных пла­стин в электролит. После этого выливают весь электролит, заливают аккумуляторы свежим электролитом той же плотности, которую имел вылитый электролит, и полно­стью заряжают батарею.

Пониженный уровень электролита является результа­том испарения и электролиза воды, а также утечки через трещины в мастике, крышках, наружных стенках бака и через неплотно завернутые пробки. Вместимость аккуму­ляторов, у которых верхние части пластин не покрыты электролитом, снижается.

Измеряют уровень электролита стеклянной трубкой диаметром 3— 5 мм, а при ее отсутствии — пластмассовым или деревянным стержнем. Уровень электролита должен быть на 10— мм выше предохранительного щитка. Если уровень электролита пони- жен, то доливают в аккумуляторы дистиллированную воду. Для перемешивания воды с электролитом батарею подзаряжают в течение 15—20 мин. При пониженной плотности электролита увеличивается внутреннее со- противление батареи и снижается ее вместимость. В результате уменьшается сила тока в цепи работающего стартера, а следовательно, и частота вращения якоря, и мощность стартера, что затрудняет пуск двигателя, особенно зимой. Кроме того, в зимнее время электролит может замерзнуть. В случае повышенной плотности электролита происходят процессы, снижающие вместимость и срок службы батареи.

Измеряют плотность электролита при помощи денси­метра с пипеткой (рис. 31) следующим образом. Снимают грушу рукой и погружают трубку 4 в электролит. Затем плавно отпускают грушу, что обеспечит наполнение пипет­ки 2 электролитом. Денсиметр 3 при этом всплывает. Де­ление шкалы, совпадающее с уровнем электролита, ука­зывает его плотность, которая зависит от температуры. На каждый градус изменения температуры в показания ден­симетра вводят поправку, равную 0,0007 г/см3. Если тем­пература выше 15 °С, поправку к показаниям денсиметра прибавляют, если ниже — вычитают. В результате получа­ется плотность, приведенная к 15°С (табл. 47).

По плотности электролита судят о степени разряженности аккумуляторов, учитывая, что снижение плотности на 0,01 г/см3 соответствует разрядке аккумулятора на 6%. Батареи, разряженные более чем на 25% зимой и более чем на 50% летом, снимают с эксплуатации и заряжают.

47. Значения плотности электролита

Климатическая зона (средняя температура в январе, °С)

Время года

Плотность электролита, приведенная к 150°С, г/см3

Очень холодная (от —50 до

Зима

1,31

-30)

Лето

1,27

Холодная (от —30 до —15)

Круглый год

1,29

Умеренная (от —15 до —4)

То же

1,27

Жаркая (от —15 до +4)

»

Теплая, влажная (от +4 до

1,25

+6)

»

1,23

Примечание. Допускаются отк ний на ±0,01 г/с

лонения плотности элеь м3.

тролита от значе-

Если в конце заряда плотность электролита в аккуму­ляторах будет меньше или больше значения, приведенно­го в таблице 47, то ее корректируют: если плотность боль­ше нормы, воду доливают в аккумулятор, если меньше — доливают электролит плотностью 1,40 г/см3.

Электролит получают из аккумуляторной серной кисло­ты и дистиллированной воды в кислотостойкой эбонитовой, фарфоровой или освинцованной посуде. При этом обяза­тельно надо применять защитные очки, а также резиновые перчатки, фартук и сапоги.

При получении электролита серную кислоту льют тон­кой струей в воду, одновременно помешивая раствор чи­стой стеклянной палочкой. Нельзя лить воду в кислоту, так как при этом выделяется большое количество тепла в верхних слоях раствора и электролит будет разбрызги­ваться из сосуда, что может вызвать ожоги тела. В случае попадания электролита на кожу и одежду человека его нейтрализуют 10%-ным раствором нашатырного спирта или кальцинированной соды, а затем промывают сильной струей воды.

При попадании электролита в глаза нужно промыть их 10%-ным раствором двууглекислой соды и немедленно обратиться к врачу.

После доливки в аккумуляторы воды или электролита продолжают заряд батареи в течение 25—30 мин для пол­ного перемешивания электролита и снова измеряют его плотность. Затем проверяют уровень электролита во всех

аккумуляторах батареи. При уровне электролита выше нормы избыток его отбирают резиновой грушей.

Часто причиной неисправности аккумулятора является короткое замыкание пластин в батареях. Короткозамкну­тый аккумулятор быстро разряжается, а пластины его сульфатируются. Плотность электролита в таком аккуму­ляторе будет очень малой.

При полном коротком замыкании аккумулятор заря­дить нельзя, а напряжение его будет равно нулю.

Короткое замыкание пластин в батареях определяют измерением ЭДС каждого аккумулятора при помощи вольтметра. ЭДС исправного аккумулятора Е зависит от плотности электролита и рассчитывается по формуле

Е = 0,84 + Т16>

где 0,84 — постоянное число; 7,5 — плотность электролита, приведенная к 15°С.

Если полученная измерением ЭДС меньше подсчитан­ной по формуле, то в аккумуляторе имеется частичное короткое замыкание пластин. В случае полного короткого замыкания показание вольтметра равно нулю.

При полном коротком замыкании разбирают аккуму­лятор и устраняют дефекты, вызвавшие замыкание. Для устранения частичного замыкания пластин аккумулятор промывают дистиллированной водой.

После проведения всех перечисленных операций заме­ряют напряжение каждого аккумулятора под нагрузкой с помощью нагрузочной вилки (рис. 32). При этом проб­ки аккумуляторов должны быть завернуты, чтобы исклю­чить возможность взрыва гремучего газа.

Нагрузочная вилка ЛЭ-2 позволяет проверять работо­способность аккумуляторов батарей вместимостью 40— 135 А-ч.

Резистор 1 (0,01 Ом) включается контактной гайкой 10 при проверке аккумуляторов вместимостью 70— 100 А-ч силой тока до 160 А; резистор 8 (0,02 Ом) — контактной гайкой 4 при проверке аккумуляторов вмести­мостью 40—65 А-ч силой тока 100 А.

При испытаниях аккумуляторов вместимостью 110— 185 А-ч при помощи гаек 4 я 10 включают оба резистора параллельно друг другу; при этом сила разрядного тока возрастает до 260 А.

Рис. 32. Нагрузочная вилка ЛЭ-2:

1, 8 — нагрузочные резисторы; 2, // — контактные ножки; 3, 9 — зажимы резисторов; 4, 10 — контакт­ные гайки; 5 — вольтметр; 6—рукоятка; 7 — кожух вилки

Нажатием на рукоятку 6 острия ножек плотно прижи­мают их к зажимам испытываемого аккумулятора и в кон­це пятой секунды проверяют напряжение, регистрируемое вольтметром 5. Повторное измерение напряжения прове­ряемого аккумулятора не дает действительного значения, так как он уже частично разряжен.

Если аккумулятор исправен и полностью заряжен, то напряжение будет не ниже 1,7—1,8 В. При напряжении аккумулятора 1,4—1,7 В батарея требует заряда. Если при проверке батареи напряжение хотя бы одного аккумуля­тора отличается от напряжения других аккумуляторов более чем на 0,1 В или падает до значения 0,4—1,4 В, то батарея неисправна и требует заряда или ремонта.

Для определения годности работающих батарей к даль­нейшей эксплуатации и перед постановкой на длительное хранение производят контрольный разряд полностью заря­женной батареи с электролитом нормальной плотности, током, соответствующим 0,1 вместимости батареи. Схема включения батареи и приборов при контрольном разряде приведена на рисунке 33.

Силу тока в цепи регулируют реостатом 3. Разряд заканчивают, когда на зажимах одного из самых плохих аккумуляторов напряжение понизится до 1,7 В (или до 19,2 В на батарее с номинальным напряжением 12 В). Батарея считается исправной, если время разряда равно, ч: для батарей с электролитом плотностью 1,29 г/см3 — не менее 7,5; для батарей с электролитом плотностью 1,27 г/см3 — не менее 6,5; для батарей с электролитом плотностью 1,25 г/см3—не менее 5,5.

После контрольного разряда годные батареи заряжают и отправляют для эксплуатации или на хранение.

В случае, когда время разряда меньше приведенных значений, проводят несколько циклов заряда и разряда батареи, контролируя время разряда: если оно не увеличи­вается, то батарею необходимо ремонтировать.

Ваш отзыв