Существует несколько способов проверки технического состояния плунжерных пар и нагнетательных клапанов непосредственно на двигателе.

Способ первый. Проверяют состояние плунжер­ных пар с помощью максиметра или эталонной (новой или исправной) форсунки. Для этого устанавливают максиметр на одну из проверяемых секций топливного насоса, осталь­ные секции выключают, отвернув накидные гайки на 1,5—

оборота. Пусковым устройством прокручивают коленча­тый вал двигателя (при выключенном декомпрессионном механизме) и включают полную подачу топлива. Если че­рез максиметр, отрегулированный на 30 МПа, топливо не поступает, то плунжерная пара данной секции изно­шена.

Состояние (герметичность) нагнетательных клапанов можно проверить на тракторе без диагностических прибо­ров. В этом случае насос очищают и принимают меры к тому, чтобы в него и в трубки высокого давления не по­пали пыль и грязь. Отсоединяют трубку высокого давле­ния от штуцера проверяемой секции насоса. Ставят пор­шень в соответствующем цилиндре на начало такта впуска или выпуска. Сдувают топливо с отверстия штуцера, пе­реводят рычаг управления в положение полной подачи топлива. С помощью топливоподкачивающего насоса вруч­ную нагнетают топливо в систему и следят за его уровнем в штуцере. Если уровень топлива в отверстии штуцера по­вышается, то клапан неисправен.

Специальным съемником вынимают клапан. Промытый клапан ставят на место и снова проверяют. Если клапан опять пропускает топливо, его заменяют.

Способ второй. Проверяют состояние плунжерных пар и нагнетательных клапанов с помощью диагностиче­ских приспособлений КИ-4802 или КИ-16301А. Для этого отсоединяют топливопровод высокого давления от прове­ряемой секции и подсоединяют приспособление. Штуцеры топливопроводов остальных насосных секций отпускают на 1,5—2 оборота. Контролируют давление, развиваемое плун­жерной парой, прокручивая коленчатый вал двигателя пусковым устройством при полной подаче топлива. Давле­ние, развиваемое плунжерными парами, должно быть не менее 30 МПа — для всех тракторов, выпускаемых в на­стоящее время, и не менее 25 МПа — для тракторов МТЗ-50, МТЗ-52, Т-74, ДТ-75. Меньшее давление свиде­тельствует о предельном износе плунжерных пар.

Проверяют плотность прилегания (герметичность) на­гнетательного клапана. Для этого прекращают прокручи­вать коленчатый вал, выключают подачу топлива и, на­блюдая за перемещением стрелки манометра, измеряют время падения давления от 15 до 10 МПа. Если время падения менее 10 с, нагнетательный клапан заменяют.

Ваш отзыв